Рычаги и стимулы

ПРЕЖНИЕ условия поступления (по итогам соцопросов) устраивают 60 процентов абитуриентов. Но вакантными в вузах так и остались свыше 2 тысяч бюджетных(!) мест; порядка 900 — в учреждениях среднего специального образования. Кадров не хватает в сельском хозяйстве, педагогике и военном деле. Задачу оперативно доработать новую редакцию правил приема в ссузы и вузы поставил Президент на совещании во вторник. Обновленные правила по поручению главы государства должны быть приняты до конца марта и должны сделать качественно лучше условия набора, в том числе целевого, на сельскохозяйственные специальности.

Новая редакция правил приема в ссузы и вузы коснется целевого набора на сельскохозяйственные специальности

ПРЕЖНИЕ условия поступления (по итогам соцопросов) устраивают 60 процентов абитуриентов. Но вакантными в вузах так и остались свыше 2 тысяч бюджетных(!) мест; порядка 900 — в учреждениях среднего специального образования. Кадров не хватает в сельском хозяйстве, педагогике и военном деле. Задачу оперативно доработать новую редакцию правил приема в ссузы и вузы поставил Президент на совещании во вторник. Обновленные правила по поручению главы государства должны быть приняты до конца марта и должны сделать качественно лучше условия набора, в том числе целевого, на сельскохозяйственные специальности.

Мы поинтересовались мнением педагогов, чьи учебные заведения готовят ребят по рабочим профессиям. Насколько актуален целевой набор?

Заместитель директора Калинковичского аграрно-технического лицея Екатерина Дворак считает, что целевой набор в учреждения профессионально-технического образования не помешает. Всего в Калинковичском государственном профессиональном аграрно-техническом лицее учится почти полтысячи ребят. Они осваивают азы десяти профессий -- от повара до электрогазосварщика и слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин. Сам учебный процесс тесно переплетен с практикой и производством. А калинковичское сельскохозяйственное (по своей специфике) учебное заведение Гомельщины -- единственное в области, которое готовит мелиораторов. Для региона и вообще Полесья эта профессия востребована настолько, что в этом учебном году вместо одной группы на профессию «машинист бульдозера» набрали целых две.

Платного отделения в лицее нет, поэтому всем выпускникам нужно после окончания отработать по распределению 1 год. Со специальностью в кармане, полученной за счет бюджета, выпускники колледжа гарантированно обеспечиваются первым рабочим местом. Затем вольны решать, продолжать образование в колледже или вузе.

Спрос работодателей на специалистов удовлетворяет лицей на 100 процентов. Особенно востребованы машинисты бульдозера и экскаватора. На таких специалистов заявки приходят даже из минских стройорганизаций. В прошлом году, например, в столичный МАПИД из калинковичского лицея распределились 5 человек: зарплата высокая, предоставляется служебное жилье.

-- 80 процентов распределяемых направляем на работу в наш, соседний Мозырьский, и другие районы Гомельщины. Конечно, не по месту основного жительства дети едут не очень охотно, -- говорит Екатерина Дворак. -- Поэтому целевой набор на данной ступени образования решает сразу несколько проблем: нужные специалисты лучше закрепляются по месту жительства; в организации прибывают необходимые кадры; выпускнику гарантировано первое рабочее место по специальности. В нашем лицее целевой набор проведем во вступительную кампанию. Предстоит принять 15 человек по таким направлениям, как техническое обеспечение сельхозработ, эксплуатация и ремонт автомобилей и техническое обеспечение дорожно-строительных работ.

В отличие от коллег из Калинковичей, в Кричевском государственном профессиональном аграрно-техническом колледже готовят не просто рабочие кадры, а специалистов среднего звена. Профессионально-техническое образование получают нынче 326 учащихся, а среднее специальное -- 197 человек (в том числе 93 -- заочно). Платники, которые после получения профессии не отягощены распределением (таковых нынче 66), учатся на заочном. Заместитель директора по учебно-производственной работе колледжа Инна Романенко поясняет:

-- Ежегодно до 10 наших выпускников поступают в Горецкую сельскохозяйственную академию на сокращенный курс обучения. Там ребята получают образование инженера-механика и техника строителя. Идут наши дети и в Белорусско-Российский университет (Могилев), БНТУ, БГАТУ. Заявки на распределение выпускников приходят в основном из близлежащих районов Могилевской области: Костюковичского, Чериковского, Славгородского. Запросы на кадры удовлетворяем, популярные профессии -- каменщик и тракторист-машинист.

Целевой набор может оттолкнуть потенциальных абитуриентов от поступления в колледжи, поскольку время отработки по распределению в конкретной организации автоматически увеличивается (по нынешнему законодательству) на год. То есть после профтехобразования отрабатывать придется 2 года, после среднего специального -- 3. Целевое обучение, по мнению Инны Романенко, необходимо, чтобы гарантировать зачисление в ссуз.

У сельскохозяйственных вузов на сей счет свое мнение. Ректор Белорусского государственного аграрного технического университета Иван Шило считает, что дальнейшее увеличение объемов целевой подготовки специалистов только за счет сельской молодежи стало практически невозможным. Именно поэтому возникла потребность распространить условия такой подготовки на молодежь, проживающую в городских населенных пунктах и в перспективе желающих связать свою трудовую деятельность с работой на селе.

Результаты приемной кампании-2013 показали, что из-за непростой демографической ситуации с увеличением нижней границы тестовых баллов возникли проблемы с набором студентов по многим специальностям сельскохозяйственного профиля. Поэтому реально довести объемы целевой подготовки специалистов до 60 проц., если разрешить абитуриентам, поступающим на специальности сельскохозяйственного профиля, сдавать все вступительные испытания в вузах или представлять сертификаты централизованного тестирования.

В БГАТУ, к слову, хорошо налажена и еще одна система, которая безо всяких других мотиваций закрепляет специалистов в деревне. Это подготовка по непрерывной интегрированной системе профессионального образования (НИСПО). В нее вовлечены выпускники аграрных колледжей (таких студентов около 30 проц.). Как результат -- уменьшается стоимость подготовки специалиста на 30 проц., а 90 проц. выпускников по системе НИСПО возвращаются работать в сельскохозяйственное производство на селе.

Тем не менее рычаги новой редакции правил приема в вузы и ссузы Министерство образования уже определило. И они логичны. В ведении многих министерств -- свои профильные учреждения высшего образования. Когда спрос на молодых специалистов в конкретных сферах у потенциальных работодателей есть, а абитуриентов на остродефицитные специальности недобор, ситуацию можно регулировать. В частности, в новой редакции правил предлагается предоставить абитуриентам независимо от места их проживания возможность участвовать в конкурсе по целевой подготовке. К тому же предполагается увеличить целевой прием абитуриентов по сельскохозяйственным специальностям в вузах до 60 проц. от контрольных цифр приема, по иным специальностям -- до 40 проц.; в учреждениях среднего специального образования по сельскохозяйственным, медицинским специальностям до 60 проц., по иным -- до 30 проц.

В планах -- отменить раздельный для выпускников сельских и городских школ конкурс. Как оказалось, он стимулирует отток молодежи из сельской местности и не обеспечивает ее социальной поддержки. Абитуриентам планируется предоставить право выбора сдачи вступительных испытаний в вузе либо предоставление сертификатов централизованного тестирования при поступлении на сельскохозяйственные специальности. Может быть введена и норма, по которой абитуриенты, не прошедшие по конкурсу, могут поступать на другую специальность в том же или другом вузе.

Одним из средств повышения привлекательности остродефицитных специальностей могло бы стать введение дополнительных преференций для молодых специалистов. Правительству совместно с местными властями поручено разработать комплексный подход к решению проблем закрепления молодых специалистов.

Предпосылка к принятию новой редакции правил приема -- демографическая ситуация. В новой редакции правил приема, констатировал министр образования Сергей Маскевич, обновления должны будут стимулировать поступление молодежи именно на остродефицитные профессии.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter