Рыбы больше, чем ухи

В номере «ЭС» от 22 октября 2008 г. была  опубликована статья «Плыть по течению» вслед за собственной рыбой?»...

В номере «ЭС» от 22 октября 2008 г. была  опубликована статья «Плыть по течению» вслед за собственной рыбой?» о проблемах реализации продукции отечественных рыбхозов. С целью ее обсуждения Департамент по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода провел рабочее совещание по вопросу реализации живой прудовой рыбы и рыбопродукции с участием всех заинтересованных ведомств и организаций.

В этом году отечественные рыбхозы вырастили 16 тысяч тонн рыбы — всего по 1,7 кг на одного белоруса в год. Но и та продается с большим трудом, утверждают специалисты.

«Что делать с рыбой?» — с таким вопросом обратился директор департамента Анатолий Булыня к участникам совещания. Ситуация, по словам специалиста, «тревожная и даже опасная»: из водоемов выловлено около 10 тысяч тонн рыбы, но проблемы со сбытом вынуждают рыбхозы прекращать отлов. Товар сезонный, и бойкая его реализация начинается традиционно в осенние месяцы. Однако в сентябре — октябре продажа этого товара упала на 1 тысячу тонн по сравнению с таким же периодом прошлого года, в то время как выловлено на 2 тысячи тонн больше.

Впрочем, проблемы с реализацией специалисты прогнозировали еще в начале года: цены на комбикорма (основной корм рыбы) выросли на 70 %. А они в себестоимости плавающего продукта составляют около 65 %, что и способствует взлету «рыбных» цен. «Увеличение цены продукции — наша беда, — признал проблему Анатолий Булыня. — Поэтому рыбхозы не очень успешно реализуют прудовой товар, но и к организациям торговли есть претензии». Специалист считает: если бы 18 тысяч торговых точек, имеющих соответствующее разрешение, продавали не по 250 граммов рыбы в день, а хотя бы полкило, то проблема исчезла бы. Но, по данным Минторга, доведенная торговым организациям (включая предприятия Белкоопсоюза) на 2008 год квота в 8 тысяч тонн выполняется. Так, в январе — сентябре поступило в магазины и уже реализовано 6820 тонн продукции, а ведь самые «рыбные» месяцы еще впереди…

Пенять на ритейл можно сколько угодно, но по объемам сбыта универсамы и гипермаркеты перед соответствующей госпрограммой чисты. Сколько предписано в ней Минторгу реализовывать живой рыбы, столько и продают. Даже немного больше. Почему же рыба задержалась в прудах?

Рыбхозы своими силами обязаны реализовывать в розницу значительную часть улова. Торговля карпом с автоцистерн идет бойко, но одолеть необходимый объем пока не удалось. Даже несмотря на выигрышный ценовой фактор. Рыбхозы, как производители, могут продавать рыбу рядовому потребителю по оптовым ценам. Минторг не в восторге от такого «демпинга» по отношению к магазинам. Но и с такими «перекосами» госпрограмма не выполняется.

Суть претензий рыбоводческих хозяйств к предприятиям торговли сводится к следующему: то аквариумы в магазинах плохо моют, а то и вовсе отказываются делать заявки. Анатолий Булыня призвал ритейл свести к минимуму торговые надбавки — до 2 %. Кстати, Министерство экономики рассчитало размер предельной торговой наценки на продукцию отечественных рыбхозов — 24 %. «Мы не заинтересованы в том, чтобы рыба в аквариуме всплывала вверх брюшком, — говорит главный экономист Минторга Зоя Лапцевич. — Поэтому большинство магазинов делают скромную добавку к цене производителя». Однако представитель Мингорисполкома справедливо заметил, что около 70 % ассортимента столичных магазинов — социальные товары, по реализации которых торговля и так несет убытки. А продавать живую рыбу — задача непростая: надо приобрести аквариумы (стоимость одного — 5—6 миллионов рублей), обеспечивать их функционирование, а также подкармливание товара. Он ведь живой. В департаменте Минсельхозпрода нашли альтернативу аквариуму — непрозрачные емкости для содержания от 150 кг рыбы и больше, стоимость которых около 1 миллиона рублей за единицу. Заместитель директора департамента Викентий Завадский сообщил, что одно из предприятий в Витебской области согласилось выпускать эту продукцию. Но вырастет ли от этого спрос на рыбу?..

Видимо, от анализа чаяний потребителя и следует плясать… Еще с советских времен белорусы привыкли считать живую рыбу дешевым продуктом. Сегодня цены уже не те, да и покупатель изменился!.. Средняя себестоимость выловленной из отечественных прудов продукции, по информации Викентия Завадского,  5 тысяч 675 рублей за килограмм. Еще чуть более 600 рублей прибавляет к этой сумме доставка по Беларуси. Розничная цена на рыбу стартует с 6300 рублей. Возможно, для сельчан и любителей рыбалки она и покажется высокой, но не для жителей крупных городов. Кстати, в Минске все планы по реализации живого товара выполняются без проблем.

Если уж нет действенных экономических рычагов, способных снизить себестоимость рыбы, не стоит ли относиться к ней как к действительно недешевому продукту и значительно «преобразить» ассортимент?! Например, в этом году 87 % всех поставок приходится на карпа. Это, конечно, прогресс, если сравнить с показателями прошлого года или советского периода — 90 % и 95 % соответственно. Однако другие виды «носителей жабр» пользуются у населения достаточно высоким спросом. Например, дефицитная по нынешним временам щука. Заметим, что группа, в которую вошли щука, сом, осетровые, лососевые, составляет в общем объеме производства всего 4,6 %, а оставшаяся часть приходится на толстолобика.

Другой вопрос носит чисто рекламный характер. В том смысле, что на те или иные маркетинговые мероприятия рыбоводческие хозяйства предпочитают не тратиться. На этот недостаток указал в своем выступлении и Викентий Завадский, отметив «крайне низкий уровень рекламной деятельности». В то же время торговля просит: хотя бы красочные буклеты напечатайте о пользе рыбной продукции, интересные рецепты предложите покупателям — глядишь, и процесс сдвинется с мертвой точки. Серьезный конкурент живой рыбы, выращенной в Беларуси, — замороженные морепродукты. Причем ценовой фактор не всегда играет на руку отечественным рыбхозам. Значит, населению необходимо объяснить, втолковать справедливость цены на свежих обитателей воды.

И, пожалуй, самая наболевшая тема — необходимость организации переработки рыбопродукции. Основная часть ее уходит сегодня в живом виде, но ведь потребитель все больше привыкает к различным полуфабрикатам, требующим минимального времени на приготовление. А тот же карп традиционно остается праздничным блюдом не только по причине высокой цены, но и потому, что времени на его разделку уходит немало. Для работающего человека такая «свеженина» превращается в роскошь сразу по двум статьям. «Если не повернемся к переработке, то проблему с реализацией прудовой рыбы не решим, — считает Зоя Лапцевич. — В торговле должна присутствовать также и копченая, и сушеная, и вяленая отечественная продукция…» Примеры успешного освоения рыбхозами переработки уже имеются, но они, к сожалению, единичны и погоды не делают.

Сложившаяся ситуация требует быстрых и эффективных решений. «Невостребованная рыба может просто остаться в прудах и погибнуть, — говорит Викентий Завадский. — Негде хранить рыбопосадочный материал, а водоемы еще нужно подготовить к следующему сезону…» Понятно, что вопрос, как продать рыбу, — ключевой. Однако если и сегодня решать его пожарными методами, а не работать на перспективу, то рыбоводческая отрасль может долго тянуть за собой этот ворох проблем… Тем более что перед рыбхозами ставится задача увеличить выпуск продукции в 2010 году до 19 тысяч тонн.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter