Рыбный день

Импортеры, которые завышают цены на морепродукты, могут остаться без лицензий

Импортеры, которые завышают цены на морепродукты, могут остаться без лицензий


За четвергом в нашем общепите давно закрепился эпитет «рыбный день». Хотя врачи–диетологи советуют употреблять рыбу и морепродукты и в другие дни недели. Но помимо медицинского, есть у потребления морской продукции и экономический аспект. Речь о цене. Почему–то по всем параметрам социальный товар становится порой обременительным для кошелька.


Вот личное наблюдение: килограмм норвежской сельди, стоивший в минских магазинах 6 — 7 тысяч рублей, недавно подорожал до 9 — 10. Как это понимать? Жадность розничной торговли? Вряд ли. Торговая надбавка на рыбную продукцию у нас фиксированная — не выше 23 процентов. Значит, цены повысили те, кто завозит товар в страну, — импортеры. Каковы причины? Рост цен на некоторые дары моря сильно отличается от изменения курса доллара и евро по отношению к рублю. Так что ставшие уже привычными ссылки на девальвацию не удовлетворяют...


Любопытная новость на эту тему пришла от службы информации и общественных связей Управления делами Президента: «Отдельные поставщики продукции, которые в соответствии с контрактом заявляли минимальные цены на нее, на деле существенно взвинтили их практически на все виды рыбы и морепродукты».


По информации Межведомственной комиссии, которая проводит конкурсный отбор специмпортеров рыбы, предприятие «Виталюр» повысило цены на камбалу почти на 45 процентов, мороженую атлантическую сельдь — на 72,7, кильку — на 72,8, тушку кальмара — почти на 60 процентов.


«Ненамного отстало от «Виталюра» и ООО «Фауна». К примеру, сельдь атлантическую оно поставило почти на 34 процента дороже, чем заявлялось ранее, скумбрию атлантическую мороженую — на 50,7, филе сельди мороженой — более чем на 58 процентов», — говорится в официальном сообщении.


Межведомственная комиссия строго предупредила руководителей «Виталюра» и «Фауны», что взятые на себя обязательства нужно соблюдать. Рыба и морепродукты должны поставляться по заявленной на конкурсе цене. Иначе придется покинуть рынок.


Почему же крупные предприятия–импортеры взвинтили расценки на нужную и полезную для общества продукцию? В ООО «Фауна» получить ответ на этот простой вопрос мне не удалось, поскольку там проходило «очень серьезное совещание». А в приемной ОДО «Виталюр» сообщили, что удивлены выводами Межведомственной комиссии. «Мы прошли все возможные проверки, и сейчас наши юристы готовят соответствующую бумагу».


Похоже, бумаг и переписки импортеров с инстанциями будет еще много. Но что до этого обыкновенному потребителю? Ему хочется знать: почему рыба и морепродукты ввозятся в страну в среднем по 2 доллара (!) за килограмм, а на прилавках магазинов они стоят намного дороже? Ведь в те два доллара, которые выдает таможенная статистика, входят не только дешевая килька с селедкой, но и форель, и семга, и даже экзотические и дорогие осьминоги. Получается, что ввозная цена килограмма приличной рыбы составляет доллар–полтора? Почему такого дешевого товара нет на наших прилавках?


Гендиректор госпредприятия «Белрыба» Геннадий Скитов на мой вопрос ответил так: «За некоторым исключением цены в наших магазинах не отличаются сильно от тех, что у соседей — в России, Украине, Прибалтике. Поэтому говорить о том, что в розничной продаже рыба у нас стоит дорого, на мой взгляд, неправильно».


И все же вопросы к рынку морепродукции остаются. И не только у покупателей, но и у антимонопольной службы Минэкономики. «Рыба в страну ввозится из разных стран — Исландии, Норвегии, России, Латвии... Контрактные цены на одну и ту же продукцию тоже разные. Но почему, например, филе хека или сайды в наших магазинах продается примерно по одной цене? В этом есть признаки сговора поставщиков», — предполагает замдиректора департамента ценовой политики Минэкономики Александр Курильчик.


Представители рыбного бизнеса, с которыми мне удалось пообщаться, в один голос заверяют: никакого сговора нет. Просто каждый импортер учитывает цены конкурентов. Если фирма «А» продает килограмм по пять тысяч рублей, то почему фирма «Б» должна продавать по тысяче?


Что ж, это тоже сильный аргумент. Но с другой стороны, покупатели были бы только рады, если бы у нас появилась сеть магазинов дешевой рыбы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter