Рыбное место

Чего у нас больше - озер или рыбы?.
Чего у нас больше - озер или рыбы?.. Вопрос этот все чаще вызывает глубокий вздох. А как хочется съесть жаренного в сметане карася, побаловаться ушицей. Но чаще всего приходится довольствоваться жесткой, перемороженной морской рыбой.

Что и говорить: в стране давно и стабильно работают фирмы и предприятия, специализирующиеся на рыбной продукции. Однако цены на нее, с точки зрения отечественного потребителя со средним достатком, по-прежнему высоки. И упасть ниже определенного уровня не могут - сырье-то привозное, импортное. По-настоящему дешевой могла бы стать только та рыба, которую мы вырастили и выловили бы сами...

Эксперимент по насыщению продовольственного рынка Беларуси собственной рыбой был недавно инициирован на государственном уровне. Как рассказал заведующий сектором оптимизации экосистем Белорусского Полесья отдела проблем Полесья НАН Виктор Демянчик, ученые, задействованные в решении проблем, связанных с продобеспечением страны, предложили, казалось бы, тривиальный ход - развивать отечественное прудовое рыбоводство.

Известно, что в Беларуси еще со времен Советского Союза осталось немало рыбхозов. Многие из них функционируют и поныне. Однако вряд ли эти хозяйства можно безоговорочно назвать преуспевающими. Почти все они дотируются из бюджета, поскольку именно в расчете на такую схему финансирования в свое время и создавались.

Современная, более эффективная форма организации подобного производства была предложена Институтом рыбного хозяйства НАН Беларуси. Этот специализированный научно-исследовательский центр открылся в Минске на базе аналогичного ведомственного учреждения. Институт придумал использовать для рыбоводства многочисленные пруды комплексного назначения - образовавшиеся на месте старых песчаных карьеров, созданные для подстраховки мелиоративных систем и прочие небольшие водоемы, которые в прошлом не находили реального полезного применения.

Эксперимент решено было провести на юге Брестчины, в полесской зоне. Климат здесь особенно теплый, и водоросли, зоопланктон - естественный корм для рыбы - растут быстрее. Да и сама она, при прочих равных условиях, в хорошо прогреваемой воде чувствует себя лучше.

Наряду с исследователями от экономики к эксперименту подключились и представители чистой науки - ученые из отдела проблем Полесья. Когда готовилось научное обоснование проекта, именно они "вычислили", что для хозяйственного использования лучше всего подходят так называемые ставы или сажалки, созданные еще "за польским часом" или при русском царе. Эти пруды и прудики стали средоточием жизни в Полесье после мелиорации. Без них животный и растительный мир региона за последние десятилетия стал бы беднее во много-много раз...

Увы, замечательный проект потерпел фиаско еще на начальном этапе. В некотором роде гарантией успеха стало бы участие в эксперименте конкретных хозяйств - колхозов, совхозов и сельхозпредприятий, - чьих водных угодий должны были коснуться научные изыскания. Речь идет в первую очередь о финансовом участии: если бы в дело пошли только государственные средства, на местах вряд ли отнеслись бы к начинанию серьезно. В частности, не было уверенности, что хозяйства обеспечили бы эффективную охрану зарыбленных водоемов.

Однако на местном уровне сочли, что выгоднее, а главное - надежнее будет отдать пруды арендаторам. Последствия такого шага наглядно иллюстрирует статистика, с которой меня познакомил Виктор Демянчик. Сегодня в Беларуси продуктивность водоемов комплексного назначения составляет от 8 до 40 килограммов рыбы с гектара в год. При этом теоретические расчеты показывают, что при ином, хозяйском подходе этот показатель мог бы иметь совсем другие значения - ежегодно 200 - 600 килограммов с гектара.

Впрочем, многие арендаторы изначально не стремились решать государственные продовольственные проблемы и не обещали высокой рентабельности. Им бывает достаточно организовать какую-никакую рыбалку для себя и тех, кто готов заплатить за такое удовольствие. Как правило, в число этих "избранных" почти не попадают простые местные жители.

Белорусские ученые - многочисленные коллеги Виктора Демянчика да и он сам - надеются, что скоро государство определит новые, жесткие условия аренды водоемов. Их временные владельцы-арендаторы должны будут либо обеспечить высокую рентабельность, либо создать новые рабочие места для местных жителей, либо... вернуть пруд обратно. А тогда, возможно, и государственный эксперимент состоится, и любительская рыбалка из элитного развлечения снова станет массовым. Ведь к этому есть предпосылки, в том числе экологического характера.

...Для рыбалки сейчас не лучшая погода - похолодало. Но вообще этим летом в Бресте, например, любители посидеть на берегу с удочкой не скучали. Наверное, протекающую через областной центр речку Мухавец теперь вспоминают добрым словом даже искушенные удильщики-профи из Европы. Один такой - гость из Германии - выловил здесь изрядного сома. И, говорят, долго не верил своей удаче. Видимо, бывал в Бресте и раньше, когда в Мухавце можно было подцепить блесной разве что ржавую консервную банку...

Эту реку, приток Западного Буга, человек обидел очень сильно. Достаточно сказать, что на сегодняшний день совсем незначительный отрезок ее русла сохранил первоначальный вид. Остальное за последние полторы сотни лет было расширено, выпрямлено и углублено для более удобного и безопасного судоходства, которое некогда осуществлялось тут весьма активно. Так, в 70 - 80-е годы прошлого века ежедневно по Мухавцу проходило 30 - 40 буксиров с баржами. Они перевозили керченскую железную руду, а в Брестском речном порту ее перегружали в железнодорожные вагоны.

Дно реки было на многие километры усеяно рудой, окислявшейся под воздействием воды. Уносимые каждую весну талым снегом с полей ядохимикаты, попав в Мухавец, реагировали с окислившейся породой, образуя агрессивные химические соединения. То, что хоть какая-то жизнь в реке при этом сохранилась, вообще можно считать чудом.

Ситуация стала меняться в начале 90-х. Речные перевозки пошли на убыль. И за последние десять с небольшим лет Мухавец очистился настолько, что вода в нем, по данным отдела проблем Полесья Национальной академии наук, сейчас стала лучше и здоровее, чем была даже до Великой Отечественной войны.

Нынче прямо в черте города обитает в Мухавце самая разная рыба. К слову, первого крупного за последнее время здешнего сома брестские экологи поймали в 2001 году не где-нибудь, а в районе речного порта. Гиганта весом 22 килограмма, похоже, задел и оглушил буксир. Тот сом стал первым добрым знаком. С тех пор были и другие: сейчас в Мухавце умелые рыбаки ловят даже угря. А жерехи да судаки и вовсе считаются обычной добычей.

По мнению ученых-экологов, биологический потенциал Мухавца продолжает расти. И это дает надежду.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter