Рыба портится с головы

В последние дни Россельхознадзор одну за другой публикует на своем сайте новости
В последние дни Россельхознадзор одну за другой публикует на своем сайте новости. Правда, напоминают они больше военные сводки, в каждой из них фигурирует название нашей страны: в Беларусь возвращено более 30 тонн картофеля, 20 тонн томатов, три крупные партии плодоовощной продукции… И это только за один день. Обеспокоенность российских чиновников уже вызывает обеспокоенность и у нас, уж простите за тавтологию.


Помните реакцию наших производителей, когда соседи ввели продовольственное эмбарго против стран Евросоюза? Тут же выразили готовность подставить плечо и если не залить всю Россию своим молоком и завалить сырами, то, по крайней мере, существенно увеличить отгрузку продовольственных товаров по многим позициям. У потребителей даже возникли нешуточные опасения: а не случится ли вдруг так, что окорока, сыры и овощи массово перекочуют на российские прилавки, оставив пустыми наши?


Не прошло и двух месяцев после заверений российской стороны в том, что белорусским предприятиям даны все карты в руки, как случилось обратное. В сводках Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору наша страна мелькает все чаще: то выяснят, что груз перемещается с нарушениями маркировки, то в продукции вдруг обнаружат восточную плодожорку, тутовую щитовку или калифорнийского цветочного трипса… А на днях помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко и вовсе заявил, что российская сторона может ввести ограничения на импорт продукции нескольких белорусских рыбных и молочных предприятий «из-за резкого роста поставок норвежской рыбы и молочной продукции литовского и польского производства». Хотя месяцем ранее в других кабинетах российского правительства озвучивались иные планы: увеличить отгрузки «молочки» из Беларуси почти в полтора раза. Основное опасение, по заверениям российской стороны, на этот раз вызывает… качество нашей продукции. 


Но рядовой покупатель вряд ли с этим согласится: вот уж по какому пункту у наших, да и у российских потребителей претензий к производителям и переработчикам никогда не было, так именно по этому. Но факт остается фактом. 


Компетентный источник из сферы ветеринарного контроля рассказал «Р», что передвижные проверяющие посты, которые российские надзорные органы сейчас устанавливают на участках белорусско-российской границы, противоречат правилам торговли в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве и всем договоренностям о взаимном сотрудничестве. Впрочем, достаточно вспомнить всевозможные торговые войны, в которые наша страна была поневоле втянута не раз: претензии к качеству молока или мяса зачастую «пахнут» совсем не антибиотиками. Кстати, в ГУ «Главная государственная инспекция по карантину растений» отказались от комментариев, назвав претензии российской стороны «политическим вопросом». 


Ранее в госорганах отмечали: единичные случаи реэкспорта европейского продовольствия с белорусской территории в Россию вполне возможны. За всеми все-таки не уследишь. Если импортер, пересекая границу, говорит о том, что везет продукцию в Минск, его никто задерживать не станет, а если он вдруг потом решит рвануть в Москву, чтобы продавать там испанские персики, и его отловят — это проблема нечистого на руку дельца, а не таможенников, которые его пропустили. Вместе с тем продукт, попавший на территорию страны и получивший здесь добавленную стоимость за счет переработки, — совсем другое дело. 


Генеральный директор СП «Санта-Импекс-Брест» Александр Мошенский, а именно закупки сырья его предприятиями вызвали настороженность у Россельхознадзора, признает: отгрузки готовой продукции в Россию после введения продовольственного эмбарго выросли, и значительно — на 10 %. Клиенты увеличили число заявок, и их приходится выполнять. 


«Действительно, основной рост поставок сегодня проходит по группе «Лосось» — на 60 %. Но здесь стоит понимать: происходит это, во-первых, из-за увеличения сезонного спроса. Осень — традиционное время роста рыбного производства, поэтому сравнивать сентябрьские объемы с летними просто некорректно, — поясняет Александр Мошенский. — К тому же до России еще не «доплыла» рыба из Чили. Когда это сырье попадет к российским производителям, заявки на нашу продукцию могут снизиться». Кроме того, не стоит забывать, что ситуацией воспользовались российские компании, которые попросту рванули на наш рынок переработки. Одно дело, когда предприятие присутствует давно на рынке и занимается глубокой переработкой, другое — когда компании появляются на нем только на время действия санкций. 


Предприниматель напомнил: наши производители традиционно закупают сырье за границей, в том числе и молочное. И в первую очередь белорусские заводы закрывают потребности внутреннего рынка. Что же касается поставок на российский рынок исключительно готовой продукции, то здесь игроки не выстраивают каких-то специальных схем, а находятся вне политической плоскости: есть спрос — есть и предложение. Кроме того, торговля между странами осуществляется по всем правилам Таможенного союза. А если говорить о безопасности, то наши переработчики закупают сырье исключительно у поставщиков, имеющих сертификаты его поставки во все страны ТС. Поэтому опасения Россельхознадзора в этой связи кажутся не совсем обоснованными.

Полина КОНОГА 


konoga@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter