Алексей традиционно считался днем поворотным, приносящим настоящее реальное тепло, когда вскрываются реки и разливаются паводки, когда без лодки никак не обойтись, как в Венеции. Так что лодка издавна у нас самый распространенный водный транспорт. Наиболее древний ее тип — «човен»: открытое или наполовину закрытое судно, выдолбленное из целого ствола дерева, чаще всего дуба. Наравне с ним со временем стали изготавливать лодки дощатые, получившие особенно широкое распространение в XIX веке. В Беларуси существовали целые династии мастеров по изготовлению лодок — в Пинске, Телеханах, Давид–Городке, Погосте, Бытене... Лодки–плоскодонки довольно быстро оттеснили на второй план традиционные «чоўны». Ремесло по изготовлению дощатых лодок значительно отличалось от технологии «чоўнаў» и приближалось, скорее, к столярству. Плоское днище, овальные борта, острый нос делали такую лодку устойчивой на воде, а ее размеры диктовались «патрэбай» и, конечно же, условиями судоходства. Традиционно лодка двигается с помощью весел, на мелководьях — с помощью елового шеста. Лодки полесских мастеров были длинными (до 10 и более метров) и узкими, так как предназначались для использования на каналах. Большими размерами выделялись также «чайки» на Западном Полесье и в Понемонье. Острый нос и форма кормы делали «чайку» маневренной, способной плыть в противоположные стороны без разворота самого судна. Внимания заслуживали и крупные по размеру «лайбы» — они ходили по Западной Двине и часто использовались как торговые суда.
Ну а про апрель наши предки говорили так: «Красавiк пачынаецца з снегам, а заканчваецца пры зялёным лiсце». Добрый знак — апрельская гроза с громом: «У красавiку грымот — цёплы й добры будзе год». А также: какое 1 апреля — такое 1 октября; «сухой» апрель обещал «сухой» июнь, а вот июль, наоборот, дождливый. Пчеловоды присматривались к поведению пчел: если не вылетели, нужно ожидать еще холодов и слякоти.
Советская Белоруссия № 55 (24937). Пятница, 25 марта 2016