«Рязанец» в новом обличье

К 2015 ГОДУ, согласно республиканской программе развития картофелеводства, второй хлеб в Беларуси должен возделываться на 63 тысячах гектаров, а его валовое производство может составить 1 миллион 884 тысячи тонн. Кроме того, на рассмотрении в Совете Министров Союзного государства России и Беларуси находится программа инвестиционного развития картофеля и топинамбура. Таким образом, традиционный белорусский продукт, которым всегда славилась наша республика, выходит из тени забвения. Но все ли готово к тому, чтобы взять реванш за неудачи последних лет?

Стоит ли восстанавливать старые картофелеуборочные комбайны?

К 2015 ГОДУ, согласно республиканской программе развития картофелеводства, второй хлеб в Беларуси должен возделываться на 63 тысячах гектаров, а его валовое производство может составить 1 миллион 884 тысячи тонн. Кроме того, на рассмотрении в Совете Министров Союзного государства России и Беларуси находится программа инвестиционного развития картофеля и топинамбура. Таким образом, традиционный белорусский продукт, которым всегда славилась наша республика, выходит из тени забвения. Но все ли готово к тому, чтобы взять реванш за неудачи последних лет?

— Пожалуй, узким местом можно считать техническое обеспечение отрасли, — говорит заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству Иван Колядко. — Совершенных в техническом плане машин для возделывания картофеля, в особенности для его уборки, у нас по-прежнему выпускается недостаточно.

В последние годы производством машин для возделывания картофеля в Беларуси стали заниматься 6 предприятий, начиная от ОАО «Мотовело» с одной из иностранных фирм и заканчивая всем известным «Гомсельмашем».

— Некоторые из этих моделей довольно неплохие, — говорит кандидат технических наук Валерий Буяшов. — К сожалению, в целом почти вся белорусская картофелеводческая техника разработок последних лет еще довольно «сырая», как говорят специалисты. Потребуется немало времени на ее совершенствование.

Заметим, что еще студентом-дипломником Валерий Буяшов стажировался в единственном на то время на весь Советский Союз ГСКБ по машинам для возделывания  картофеля в Рязани. Затем продолжал изыскания уже в качестве аспиранта. Защитил кандидатскую диссертацию, много лет проработал преподавателем БГАТУ, выполнял хоздоговоры для ведущих предприятий белорусского сельхозмашиностроения. Так что опыта у него достаточно.

Авторы идеи предлагают продолжать техническую «доводку» выпускаемой современной картофелеводческой техники, а параллельно... модернизировать для дальнейшего использования старые картофелеуборочные комбайны производства Рязанского завода сельскохозяйственного машиностроения еще советского времени — КПК-3 и КПК-2-01. Идея кажется настолько неожиданной, что некоторые специалисты в области сельхозмашиностроения отказываются даже ее обсуждать.

— Напрасно, — считает начальник главка механизации и технического прогресса Минсельхозпрода Владимир Бурдыко. — Эта идея не такая уж абсурдная, как кому-то кажется, в ней есть рациональное зерно. Только речь в данном случае должна идти не о простом восстановлении машин, а об их техническом совершенствовании на более высоком уровне.

Дело в том, что в кругу специалистов сельскохозяйственного машиностроения сложился устойчивый имидж некоторых машин. К примеру, трактор К-700, называемый в просторечии «Кировец». Хозяева, знающие толк в технике, за один такой трактор отдавали порой два Т-150К, которые внешне похожи на «Кировец», но в техническом плане, как говорят в таких случаях, не годятся ему и в подметки.

То же самое можно сказать и о рязанских картофелеуборочных комбайнах. В советское время на них держалось все картофелеводство, а развито оно тогда было как никогда широко. Они супернадежны в использовании, продуктивны, могут работать сутками. Но можно ли их реанимировать теперь, и остались ли они в хозяйствах? А главное, будет ли стоить овчинка выделки?

В этом смысле поучителен опыт одного из заводов на Гродненщине. Там наладили восстановление тракторов «МТЗ» старых моделей и продают их за пределы Беларуси, где машины служат еще много лет. Так же, по мнению сторонников идеи, можно поступить и с рязанскими картофелеуборочными комбайнами. Как говорится, почему бы и нет?

— «Рязанец» мы предлагаем дополнить отдельными наиболее изнашивающимися узлами и деталями, — раскрывает секреты ноу-хау Валерий Буяшов. — И машина после переоборудования готова к дальнейшему использованию на предстоящие как минимум десять лет.

Местоимение «мы» в данном случае имеет конкретных исполнителей. Кроме непосредственно Буяшова (как автора идеи), это еще и УО БГАТУ, ОАО «Лидсельмаш», Рязанский агротехнологический университет имени П. А. Костычева и ОАО «Рязсельмаш» (г. Рязань). Всех их объединило стремление к совершенствованию картофелеводческой техники. В результате удалось разработать семейство модульных картофелеуборочных машин, которые еще предстоит поставить на промышленный конвейер. Что же касается старых «Рязанцев», то это отдельная тема.

Необходимость в их переоснащении в первую очередь объясняется финансовой выгодой. Переоснащенный «Рязанец» в 1,5—2 раза дешевле современных «сырых» машин для возделывания картофеля, которые производятся в республике. К сожалению, в хозяйствах об этом не знают и потому продолжают покупать ту картофелеводческую технику, которую им предлагают отечественные производители.

Что же предлагает обратная сторона? Прежде всего в хозяйствах необходимо прекратить резать на металлолом старые картофелеуборочные комбайны. Результат этих действий сегодня приобретает уже почти необратимый процесс: из почти 4 тысяч машин, имевшихся в 90-х годах, сегодня в республике осталось не более 200. Но и это количество «сделает погоду», если не уничтожать старых «Рязанцев». Ведь тот же «Гомсельмаш» в текущем году выпустит всего только 50 комбайнов. Машин для возделывания картофеля катастрофически не хватает.

На восстановленные комбайны должен распространяться лизинг. Скажем, хозяйство, у которого имеется старый «Рязанец», сдает его по договору сторон и восстанавливает к дальнейшей работе. А забирает обратно у исполнителей заказа с условием, что рассчитается за оказанную услугу не сразу, а частями на протяжении определенного времени.

Если наладить это производство, считают авторы идеи, появятся и заказчики, готовые модернизировать имеющуюся у них старую картофелеуборочную технику рязанского производства. Пока же об этом мало кто наслышан, отчего воплощение замысла в практику сопряжено с определенными, в основном организационными, трудностями.

Впрочем, все не так уж безрадостно. Переоборудованием «Рязанцев» заинтересовалось руководство ОАО «Минскоблагросервис». На мощностях этого предприятия состоится сборка первых двух машин.

Переоборудование старых картофелеуборочных комбайнов рязанского производства белорусская сторона готова освоить и для нужд российских картофелеводов. В стране-соседке этих комбайнов сохранилось гораздо больше, чем у нас. Это сулит определенную экономическую выгоду белорусской стороне.

— Необходимо изготовить образцы этих обновленных машин, испытать их. Думаю, хлопоты оправдают себя, потому что переоборудованные машины окажутся однозначно дешевле новых, — считает Владимир Бурдыко. — Да и надежнее. Этот опыт в рамках Союзного государства уместно будет распространить и на российскую сторону. Мы готовы создать совместное предприятие с рязанскими сельхозмашиностроителями.

Время, однако, идет, и идея по-прежнему продолжает оставаться больше теоретической, чем практической...

Олег ШВЕДОВ, «БН»

В тему

Николай ЖУРОВИЧ, заместитель генерального директора ОАО «Минскоблагросервис»:

— В последние годы наметилась тенденция к сокращению не только площадей, занятых картофелем в сельскохозяйственных предприятиях Беларуси и России, но и парка картофелеуборочных машин. Поступление новых комбайнов сократилось, так как комбайновый завод в Рязани переключился на выпуск другой продукции, а цены на машины иностранных фирм очень высокие, хозяйства без поддержки государства не в состоянии их приобрести. ПО «Гомсельмаш», выпуская в год 50 картофелеуборочных машин, не может удовлетворить спрос картофелеводов республики и стран СНГ в высокопроизводительной и не очень дорогой картофелеуборочной технике, а ОАО «Лидсельмаш» прекратил выпуск комбайнов Л-601 и Л-606. В прошлом году на полях республики их работало не более тысячи.

Поэтому в нынешнем году ОАО «Минскоблагросервис» начало модернизацию комбайнов КПК-3 и КПК-2-01. Вместо подкапывающе-сепарирующей секции на них используется картофелекопатель КСТ-1,4А. Хозяйственная проверка в ряде областей Беларуси различных модификаций картофелеуборочных машин, разработанных и изготовленных на кафедре «Сельскохозяйственные машины» УО БГАТУ совместно с ОАО «Лидсельмаш» и ФБГОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет», выявила явные достоинства этих машин. Они агрегатируются с трактором класса 1,4, повреждение клубней снижается в 1,5—2 раза, материалоемкость уменьшается более чем на 10 процентов, а количество подшипников — в два раза, их требуется всего 40 штук. При необходимости картофелекопатель КСТ-1,4А в течение двух часов может быть снят с комбайна и работать как самостоятельная машина.

В ближайшее время планируется провести приемочные испытания комбайнов КМБ-2 и КМБ-2-01 на Белорусской МИС, подготовить и утвердить технические условия на промышленное производство двухрядных полуприцепных машин семейств КМБ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter