Ряса с чужого плеча

О навязывании религиозных догм

Какому богу молиться — личное дело каждого. Вера в понимании воспитанного современного человека — категория интимная. И, наверное, будет справедливо, если общество, терпимо относящееся к разным религиозным течениям, будет ждать такого же деликатного к себе отношения со стороны конфессий. Да, любая церковь несет и миссионерское служение. Объясняет суть и смысл своих ценностей. Если пастырь делает это убедительно, то привлекает к себе новых сторонников. Люди в большинстве своем восприимчивы к идеям любви, миролюбия, высокой нравственности, проповедуемым основными конфессиями. Хуже, когда религиозные догмы навязываются агрессивно. Привносятся извне, без учета культурных традиций и, главное, исторического опыта. Ничего хорошего такое «миссионерство» с собой не приносит. Только сумятицу в умах и напряжение между людьми.


А оно как раз и организовано так называемой «Белорусской автокефальной православной церковью». Хотя первое слово названия правильнее было бы взять в кавычки. Ну что может быть белорусского у структуры, которая практически ограничила сферу своей деятельности США, Канадой, Австралией и Англией? Понимаю причины, по которым этот муляж «православия» получил распространение за рубежом. Внешне — тот же чин и те же обряды. Но внутренне — ничего общего с тем добрым православием, которому поклоняются в Минске и Бресте, Мстиславском районе и на Пинщине. Потому что «автокефалисты» оторваны от почвы, их духовные проповедники в основном сбежали от своей паствы в гитлеровских обозах и рассеялись по лику Земли. В годы оккупации 65 лет назад они благословляли «великогерманское оружие» и напутствовали в бой эсэсовских мерзавцев, а теперь времена изменились и они очень пекутся о демократических ценностях. И все чаще поглядывают из–за морей–океанов на Беларусь. Создают то во Львове, то в Чернигове какие–то карикатурные «автокефальные приходы»...


Каких результатов можно ждать от деятельности этих «приходов», известно. В Украине выход православной церкви из–под юрисдикции Московского патриархата привел к глубокому общественному расколу и смертельной битве за храмы. Вспомним хотя бы, как принимали в разных частях Украины Патриарха Кирилла. Часть людей с почтением встречали высокого гостя, а часть скатывались до богохульства и откровенных оскорблений. И это уже вопрос не только личных предпочтений. Это наглядная иллюстрация отсутствия единства в обществе. И в масштабах государства воспринимается как серьезная проблема безопасности страны.


Не думаю, что подобное возможно в Беларуси. Несмотря на всю энергичность функционеров БАПЦ в вынашивании идеи нового крестового похода на восток.


Тем более что в наши дни т.н. БАПЦ проявляла себя в основном скандалами. Под ее вывеской частенько выступают весьма мутные личности. Главой «автокефалии», например, себя объявлял некто Иван Спасюк — изверженный из сана бывший священник РПЦ. Носился с «автокефальной» идеей и Петр Гуща, который привлекался к уголовной ответственности за растление малолетних, был осужден за злостное хулиганство... Вот какие благочестивые «отцы» лезут на придуманный амвон. Бизнес, однако...


Нынче, после череды внутренних разборок, «архиереем БАПЦ» провозгласил себя загадочный господин Вячеслав Логин, который из всех своих духовных заслуг козыряет дружбой с Зеноном Позняком. Не кажется ли г. Логину, что этого маловато, что он не вступает кандидатом в КПСС и рекомендации в данном случае не стоят и ломаного гроша? Пастырь, проповедник лишь тогда чего–нибудь значит в глазах людей, когда он известен добрыми делами, ученостью, готовностью к духовному послушанию. А очередной политик, даже если он щеголяет в пошитой на заказ рясе, никогда не добьется авторитета у благонравных людей. Так что сомнительные игры в «автокефалии» играми и останутся...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter