Ряса с чужого плеча

О навязывании религиозных догм

Какому богу молиться — личное дело каждого. Вера в понимании воспитанного современного человека — категория интимная. И, наверное, будет справедливо, если общество, терпимо относящееся к разным религиозным течениям, будет ждать такого же деликатного к себе отношения со стороны конфессий. Да, любая церковь несет и миссионерское служение. Объясняет суть и смысл своих ценностей. Если пастырь делает это убедительно, то привлекает к себе новых сторонников. Люди в большинстве своем восприимчивы к идеям любви, миролюбия, высокой нравственности, проповедуемым основными конфессиями. Хуже, когда религиозные догмы навязываются агрессивно. Привносятся извне, без учета культурных традиций и, главное, исторического опыта. Ничего хорошего такое «миссионерство» с собой не приносит. Только сумятицу в умах и напряжение между людьми.


А оно как раз и организовано так называемой «Белорусской автокефальной православной церковью». Хотя первое слово названия правильнее было бы взять в кавычки. Ну что может быть белорусского у структуры, которая практически ограничила сферу своей деятельности США, Канадой, Австралией и Англией? Понимаю причины, по которым этот муляж «православия» получил распространение за рубежом. Внешне — тот же чин и те же обряды. Но внутренне — ничего общего с тем добрым православием, которому поклоняются в Минске и Бресте, Мстиславском районе и на Пинщине. Потому что «автокефалисты» оторваны от почвы, их духовные проповедники в основном сбежали от своей паствы в гитлеровских обозах и рассеялись по лику Земли. В годы оккупации 65 лет назад они благословляли «великогерманское оружие» и напутствовали в бой эсэсовских мерзавцев, а теперь времена изменились и они очень пекутся о демократических ценностях. И все чаще поглядывают из–за морей–океанов на Беларусь. Создают то во Львове, то в Чернигове какие–то карикатурные «автокефальные приходы»...


Каких результатов можно ждать от деятельности этих «приходов», известно. В Украине выход православной церкви из–под юрисдикции Московского патриархата привел к глубокому общественному расколу и смертельной битве за храмы. Вспомним хотя бы, как принимали в разных частях Украины Патриарха Кирилла. Часть людей с почтением встречали высокого гостя, а часть скатывались до богохульства и откровенных оскорблений. И это уже вопрос не только личных предпочтений. Это наглядная иллюстрация отсутствия единства в обществе. И в масштабах государства воспринимается как серьезная проблема безопасности страны.


Не думаю, что подобное возможно в Беларуси. Несмотря на всю энергичность функционеров БАПЦ в вынашивании идеи нового крестового похода на восток.


Тем более что в наши дни т.н. БАПЦ проявляла себя в основном скандалами. Под ее вывеской частенько выступают весьма мутные личности. Главой «автокефалии», например, себя объявлял некто Иван Спасюк — изверженный из сана бывший священник РПЦ. Носился с «автокефальной» идеей и Петр Гуща, который привлекался к уголовной ответственности за растление малолетних, был осужден за злостное хулиганство... Вот какие благочестивые «отцы» лезут на придуманный амвон. Бизнес, однако...


Нынче, после череды внутренних разборок, «архиереем БАПЦ» провозгласил себя загадочный господин Вячеслав Логин, который из всех своих духовных заслуг козыряет дружбой с Зеноном Позняком. Не кажется ли г. Логину, что этого маловато, что он не вступает кандидатом в КПСС и рекомендации в данном случае не стоят и ломаного гроша? Пастырь, проповедник лишь тогда чего–нибудь значит в глазах людей, когда он известен добрыми делами, ученостью, готовностью к духовному послушанию. А очередной политик, даже если он щеголяет в пошитой на заказ рясе, никогда не добьется авторитета у благонравных людей. Так что сомнительные игры в «автокефалии» играми и останутся...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сергей
Сумеете доказать, что автокефалисты "напутствовали в бой эсэсовских мерзавцев"?
Ihar Melnikau, Минск
В Западной Украине проблема не столько с "автокефальной" церковью, сколько с греко-католиками, которые захватывают православные церкви и преобразуют их в свои. Для Москвы это проблема, но по сути дела, "униаты" возвращают себе, то, что у них забрал Сталин, который в 40-х годах ликвидировал унию. До 1939 года униатство там спокойно функционировало и никому не мешало. <br /> <br />
Что же касается Беларуси, то здесь сама идея автокефалии утопична, ибо "униатство" у нас еще в 1839 году было "изведено под корень", а православие современных белорусов четко ассоциируется с РПЦ. По моему мнению, единственное, чего не хватает современному белорусскому православию, так это ведение служб на национальном языке. В нашем случае на-белорусском. В этом смысле католический костел, богослужения в котором идут именно на "мове" смотрится предпочтительнее. "Автокефальщики" тоже продвигают "языковую" карту, но этот аргумент в их речах носит больше политический подтекст, нежели по-настоящему религиозный смысл. <br /> <br />
К тому же прав автор материала. Деятели "автокефальной" церкви запятнали себя сотрудничеством во время войны с нацистами. Я много раз пересматривал кинохронику различных коллаборационистских сходок в оккупированном фашистами Минске, и каждый раз рядом со всеми этими островскими, найдюками, кушелями виднелись "первоиерархи" аўтакевальнага праваслаўя. Пока эти граждане "восхваляли" Гитлера, их соотечественников вешали и расстреливали на улицах городов и деревень. <br /> <br />
Современный белорусский народ в силах разобраться кто в этом споре прав, а кто виноват. Главное, чтобы ему никто не мешал извне, и дали время спокойно подумать.
H
Сп. Крят, цi ня вельмi цяжкi воз Вы узялi науласна ?
случайный прохожий
Возле храмов украинской автокефальной церкви не увидишь попрошаек, зачастую пьяных и нецензурно оскорбляющих приходящих мимо прихожан.В этих храмах ни прихожанки почтенного возраста, ни священнослужители не делают замечаний в резкой форме. Значительная часть этих храмов - вновь построенные здания.Не понятно,зачем делать обобщения на единичных примерах.
Игорь
О БАПЦ я нашел такую работу.<br /> <br />
http://belpat.narod.ru/baoc.pdf<br /> <br />
Кто такие эти БАПЦ более чем ясно.
Владимир
В начале января проехал от Львова до Ужгорода. У греко-католиков и "московских" православных набитые даже по будням храмы, у "автокефальных" православных было 20-25 прихожан на воскресной литургии
Дэн
<p>Выступления в интернете аббатуса (кто не знает загуглите) чего стоят - а он между прочим священник  и его начальство отлично знает про его выходки.</p><p>Не думай и будет тебе щасте. И вообще - у нас светское государство и как-то это неправильно продвигать единую "правильную" церковь через гос. газеты и ругать другие религии - которые не являются деструктивными, а просто другие. Хватит уже! Кто хочет верить, тот пусть верит, но нечего отдавать церкви (любой) слишком много!!</p>
Дэн
А почему коммент так покромсали? Тут же весь смысл пропал. Лучше бы совсем не постили.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости