Рядовой Иван Ларченко, мой отец

Отец мой, Иван Степанович Ларченко, 1908 года рождения, белорус...

Его могилу я отыскал только спустя десятилетия

Отец мой, Иван Степанович Ларченко, 1908 года рождения, белорус, до войны работал полеводом, а затем бригадиром колхоза «Путь Ленина» на Мстиславщине. Когда началась Великая Отечественная война, мобилизовать его не успели — оккупанты пришли слишком быстро. И уже летом 1941 года отец и мать больше двух месяцев прятали в землянке двух красноармейцев, которые впоследствии ушли в лес к партизанам. Поскольку наша хата стояла на окраине деревни, партизаны бывали у нас довольно часто. Им передавали хлеб и продукты, сообщали о передвижении немцев. Было опасно, ведь под видом народных мстителей ночью могли прийти и полицаи. Находились предатели и среди местных жителей. По их доносам людей убивали или отправляли в концлагерь. Помню, как расстреливали лейтенанта-окруженца, которого выдала наша соседка…

По подозрению в связи с партизанами однажды арестовали и моего отца. Его отправили в концлагерь, расположенный в Кричеве, но через несколько месяцев он сбежал к партизанам.

В 1943 году, после освобождения района, отца призвали в действующую армию. Служил он в 1158-м стрелковом полку 352-й стрелковой дивизии 36-го стрелкового корпуса 3-го Белорусского фронта наводчиком взвода противотанковых ружей.

В 1944 году отец дважды приезжал на 3—4 дня в краткосрочный отпуск, который ему предоставляло командование полка за умелые действия в боях, в деревню Быстрицу, где проживали мы — двое его сыновей, две дочери и жена Ольга Ефимовна.

В конце апреля 1945 года мама получили из Мстиславльского райвоенкомата похоронку. В ней сообщалось, что Ларченко Иван Степанович погиб в бою 2 марта 1945 года и похоронен со всеми почестями в фольварке Вом Миттен в Восточной Пруссии.

Мы все горько плакали и боялись смотреть на этот скорбный листок.

Мне, старшему из детей, было всего 9 лет…

Долгое время я да и вся наша семья занимались розыском наград и места захоронения отца. В июне 1970 года из Министерства обороны СССР получили сообщение, что 19 июля 1944 года он был награжден медалью «За отвагу», 24 июня 1944 года под Оршей получил легкое ранение при наступательных боях операции «Багратион». Сам, будучи раненным, смог вынести с поля боя пятерых раненых бойцов. Участвовал в освобождении Минска. Стрелковый полк, где служил отец, удостоился почетного звания Минский. Сообщалось также, что отец награжден орденом Славы III и II степеней. Награды ему так и не были вручены.

В Минском облвоенкомате я ознакомился с подлинниками наградных листов. Вот краткая выписка одного из них: «Ларченко Иван Степанович, 1908 года рождения, беспартийный, рядовой, наводчик взвода ПТР стрелкового батальона 158-го стрелкового Минского полка на Западном фронте с 15.09.1943 г. Ранее награжден орденом Славы III степени — не врученным, медалью «За отвагу»...

09.02.1945 г. при наступлении на станцию города Цинитен красноармеец Ларченко ворвался на окраину станции и, быстро установив ружье, подавил 2 вражеские огневые точки и поджег 3 автомашины с военным имуществом.

15.02.1945 г. во время яростной контратаки противника в районе лесопильного завода огнем оружия повредил танк, уничтожил 2 ручных пулемета и противотанковую пушку, чем способствовал успешному отражению контратаки, предпринятой противником с целью захвата завода.

Считаю красноармейца Ларченко достойным представления к правительственной награде орденом Славы II степени.

Командир 1158 СМП майор Филиппов. 23.02.1945 г.»

Мы упорно вели розыск места захоронения отца. Наконец Багратионский райвоенкомат Калининградской области сообщил, что рядовой Ларченко геройски погиб в бою и похоронен со всеми почестями в братской могиле, в центре поселка Корнево.

Получив такой ответ, я сразу же поехал туда. На установленном на могиле памятнике увидел и фамилию отца. От старожилов поселка узнал, что здесь покоится много героев: солдат, сержантов и офицеров Красной армии.

Через эти места проходила стратегическая дорога Кенигсберг — Берлин, и части Красной армии преграждали здесь путь фашистам, рвавшимся на помощь Берлину. Некоторые населенные пункты переходили несколько раз из рук в руки, но фашистам так и не удалось прорваться к своим.

На снимке: таким был отец.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter