Заканчивается такое чудесное лето, еще чуть–чуть и оно уступит дорогу осени, начало которой порадует нас «молодым бабьим летом». Если в эти дни появится радуга, вся осень будет теплая и долгая, если дни выдадутся ясными, следует ждать ненастья в «старое бабье лето» (14 — 21 октября). На неделю с 26 августа по 1 сентября выпадают два очень важных праздника в православной церкви. 28 августа — день Успения Пресвятой Богородицы, день завершения ее жизненного пути. В Беларуси его называют еще «Святая Прачыстая». А само слово «Успение» соотносят с созвучным ему «выспяванне плодов земных». Этот день как бы подводит итог главных работ в поле: «Святая Прачыста — поле ўрачыста», «Прачыстая прынясе хлеба чыстага». Верующие несли в церковь освящать зерно, которое хранили для будущих посевов, чтобы круговорот не заканчивался и новый хлеб тоже уродился хорошим. А на Слутчине еще прибегали к такой хитрости: чтобы на поле не рос осот и другие сорняки, самый большой сорняк освящали в церкви, а потом относили снова в поле, считая, что это поможет в борьбе с зелеными вредителями. В Беларуси верили: если «дбайны гападар» не только успел убрать с поля хлеб, но и начал «заворваць» его, то в дальнейшем будет удача во всех делах.
В этот день на песчаных почвах начинали копать картошку: «Спленне — цягнi бульбу за карэнне».
29 августа — день перенесения из Едессы в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Болевший проказой правитель Едессы Авгарь, уверовав в Христа, послал живописца Ананию с поручением написать образ Спасителя. Но в большой толпе художник не смог даже приблизиться к Христу. Он сам подозвал Ананию и пообещал прислать своего ученика для исцеления правителя города, затем попросил воды, умыл ею лицо и вытер холщовым полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Так ознаменовался третий Спас, или «Спас на полотне».
В народе третий Спас еще называют «малым ореховым», так как именно в это время созревают лесные орехи. Белорусы орешник называют «ляшчынкай» и считают священным деревцем, хотя он больше похож на кустарник. Орешник очень быстро растет и за лето поднимается немало крепкой, молодой поросли. А к осени вызревают орехи, среди которых попадаются сдвоенные — «спарышы». «Спарыш» носили в кармане, считая, что он дает здоровье, благополучие и счастье. По преданию, орешник находится под покровительством Бога, поэтому, уходя в дальнюю чащу, срывали его веточки и затыкали себе за пояс — таким образом человек оказывался под защитой своеобразного «орехового круга». По поверьям, такой пояс оберегал от змей, диких зверей и злых лесных духов. В орешник никогда не бьет молния. И во время грозы люди всегда прятались под его ветвями. По легенде, орешник однажды помог Богу в дальней дороге. Бог долго ходил по земле, устал, срубил ветку орешника и сделал из нее посох. Орешник в ответ чуть не заплакал: «Я ведь и так небольшой, за что ты меня так?» На это Бог ответил: отныне взамен срезанных появится вдвое больше новых ветвей, а плоды будут долго оставаться съедобными, не засыхать и давать человеку много сил.
В конце августа, во время Спаса, по белорусским поверьям, ожидаются «рябиновые ночи», когда молнии пересекают небо со всех сторон. Гремит страшный гром, будто и впрямь сам пророк Илья носится по небу на своей огненной колеснице, сильный ветер клонит к земле деревья. В народе одни говорят, что это все злые силы собираются вместе и нечисть отмечает свой «годовой» праздник, другие объясняют происходящее действием очистительных стихий, когда вода, ветер и «небесный огонь» объединяются, чтобы противостоять злу. А рябиновой ночь называют оттого, что такая непогода нужна для вызревания гроздей рябины. Но если ягоды не выспеют, следует ожидать большого ненастья, которое перейдет и на зиму.
26 августа — в православной вере отдание Преображения. Почитание иконы Божией Матери Минской.
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
29 августа — третий Спас: «на полотне», ореховый», «хлебный». Празднование иконы «Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа»
Советская Белоруссия №157 (24294). Пятница, 23 августа 2013 года.