Источник: Знамя юности
Знамя юности

Звезды дома: «Знаменка» прогулялась со Светланой Боровской по деревне ее детства

Рябиновое детство Светланы Боровской

У телеведущей Светланы Боровской лето ассоциируется не с морями и заграничными курортами, а с деревней Рябиновая в 20 километрах от Молодечно, где она проводила школьные каникулы. Пруды, полные карасей, разлапистый каштан во дворе бабушкиного дома, песчаная деревенская дорога, никогда не знавшая асфальта, – с этими незамысловатыми, но такими родными пейзажами не сравнится ни один модный пляж. Недавно Рябиновая отмечала круглую дату – 155 лет со дня основания. Светлана тоже приехала поздравить «юбиляршу». Мы не могли упустить такую возможность и прогулялись с телеведущей по деревне ее детства. Перед тем как отправиться в путь, Светлана честно предупредила: «Если буду много плакать, не пугайтесь, это нормально, это от счастья».

Прекрасная половина большого семейства

Вся в бабушку

Рябиновая – небольшая деревня на 40 дворов, расположившихся на одной улице. В Быках (так называлось село раньше) никогда не было ни школы, ни клуба, а ходить в магазин за хлебом приходилось в соседнюю Яхимовщину.

Отправной точкой нашего ностальгического путешествия стал дом, где жили бабушка и дедушка телеведущей. Они поставили его сразу после войны и провели здесь всю жизнь. Тут выросли мама Светланы Екатерина, ее сестра Олимпиада (в семье ее нежно называют Алей) и брат Вячеслав: парень уехал поднимать целину, но назад, увы, не вернулся – погиб.

Надежда Максимовна Боровская («У нас на Рябиновую всего две фамилии – Боровские и Козловские», – уточняет Светлана) была личностью неординарной. Работала в колхозе полеводом, но будь у нее чуть больше возможностей, вполне могла бы стать звездой экрана.

– Бабушка Надя была большой модницей. Вот эти лаковые туфли она купила в 1945-м, что для тех времен – большая редкость, – любовно поглаживает телеведущая пару черных кожаных «плетенок», которые было бы не стыдно надеть и сейчас. – Когда война окончилась, она ходила в них на танцы. Готовую одежду не любила – заказывала у швеи. Но тоже не всегда оставалась довольна: например, примеряет обновку перед зеркалом, а потом схватит ножницы – и рукавов как не бывало.

На фото из семейной хроники Светлана – в нижнем ряду крайняя слева

Фотографий бабушки осталось немного, один из самых удачных снимков – где она запечатлена с мужем Дмитрием Андреевичем.

– Помню, когда деда не стало, потребовала закрепить этот снимок у него на памятнике. Мы с мамой возмущались: зачем тебе тут висеть?! Но ее не переспоришь, так что фотографию прикрутили, а потом еще десять лет заклеивали бабушкино лицо на фото листом бумаги.

Надежда Максимовна была прямой, открытой, с обостренным чувством справедливости и собственным мнением по любому поводу. И этим Светлана очень на нее похожа:

– Даже моя мама говорит: «Ты не в меня, ты – в бабушку».

Дикие груши и хлеб с сахаром

Сейчас за домом (небольшой, но основательной постройкой с шиферной крышей и узором в виде кленовых листков на входной двери) присматривает Олимпиада: пропалывает огород, собирает черешню и крыжовник, следит, не повредил ли ветер ветви старого каштана. Пару лет назад Светлана отломала от дерева прутик и укоренила у себя на даче:

– Веточка прижилась, дерево выросло уже выше меня. Мы с домашними называем это место «бабушкиным уголком».
Послевоенные туфли-«плетенки» бабушки Нади было бы не стыдно надеть и сейчас

Раз уж зашла речь о деревьях, ведущая «Добрай раніцы, Беларусь!» предлагает спуститься вниз по улице и показать место, где росла ее любимая дикая груша:

– Каждое утро мчалась к ней собирать то, что нападало за ночь. На вкус плоды были так себе, но поскольку в нашем дворе груши не было, они казались мне деликатесом.

Настоящие деликатесы в Светланином детстве не водились: дикие груши, хлеб с сахаром, незамысловатое печенье из ближайшего магазина – вот и все лакомства.

– Специально для меня ничего не выготавливали, я ела то же, что и все: мачанку, блины со «шкварками».

Доедать все дочиста бабушка внучку не заставляла. Но у Надежды Максимовны был «пунктик» – каждый вечер школьница непременно должна была выпивать кружку парного молока, подсказывает телезвезде ее мама Екатерина Дмитриевна:

– За молоко бабушка стояла насмерть. Если Света забывала заглянуть домой после того, как коровы вернулись на вечернюю дойку, шла ее искать. Дочкины подружки, которые слегка побаивались Надежду Максимовну, предупреждали: «Свет, там уже твоя бабушка вышла на дорогу. Беги скорей!»

Трое на одной лавке

Нелли, сестры-близняшки Марина и Инна – ведущая «Добрай раніцы, Беларусь!» до сих пор поддерживает отношения со всеми «рябиновскими» подругами:

– Впрочем, приятельниц у меня было не так много. А если кто-то не брал меня в свою компанию, бабушка вела за руку выяснять отношения: «Ты почему с моей Светой не дружишь?!» Хотя сегодня я понимаю, что это неправильно.

Зато от кавалеров не было отбоя. Надежда Максимовна переживала за красавицу внучку, поэтому отпускать ее на танцы начала позже всех. Школьнице приходилось изобретать хитрые схемы: шла ночевать к родной бабушкиной сестре, тете Свете, которая жила в Березинском, а уже она разрешала идти на дискотеку, взяв слово «ничего не говорить Наде».

– А вот и тетя Света, – звезда экрана подводит ко мне улыбчивую бабушку в кружевном платочке, которая тоже приехала на юбилей деревни. – Между прочим, мы с ней полные тезки. Более того, ее невестка Света, после того как вышла замуж, тоже стала Светланой Боровской. Давайте сфотографируемся: где еще увидишь трех Светлан Боровских на одной лавке?

Место силы

«Заходи к нам! Попробуй драников!» – окликают ведущую из каждого двора. Рябиновцы – люди гостеприимные, приветливые и очень тактичные: за все годы они ни разу не обременяли известную землячку никакими хлопотами, не просили помочь проложить асфальт или попасть на прием к именитому врачу.

В 20 километрах отсюда находится еще одна малая родина Светланы – деревня Каменщина, где жил ее отец. Правда, дом продали, сейчас там живут другие люди:

– Но я все равно туда иногда приезжаю: открываю тихонечко калитку, захожу во двор и просто стою, напитываюсь энергией этого места.

За разговором доходим до края деревни. На минутку останавливаемся у пруда, где Светлана, уже именитая и состоявшаяся, ловила удочкой карасей. Любуемся полями, которые со всех сторон обрамляют Рябиновую, словно рама – картину.

– Вот именно из-за этого всего я и не смогла никуда уехать, хотя звали и в Москву, и не только, – признается телеведущая. – Это мое место силы. Забери его – и что от меня останется?

krupenk@sb.by, фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter