Нужна ли белорусским переработчикам красная рябина?

Рябина красная, рябина вызрела...

Некоторые частники скупают ее по 1,5 доллара за кило, но большинство ягод достается птицам

C давних времен pябину почитали не только за красоту (по ней старожилы и погоду предсказывали). Ягоды, кору, листья и даже цветы использовали в приготовлении блюд, варенья, напитков и лечебных настоек. Чтобы надолго сохранить полезные свойства плодов, гроздья подвешивали в холодных погребах над бочками с водой. В народе даже появились «Рябинины именины» — 23 сентября. Считалось, что в это время ягоды наиболее яркие и сочные. Их собирали до поздних заморозков, оставляя совсем немного на пропитание пернатым (недаром видовое название дерева в переводе с латинского означает «ловить птиц»). Собранный урожай либо перерабатывали сами, либо продавали скупщикам. Сейчас это дерево, скорее всего, стало декоративным. Но я слышала, что в некоторых регионах России до сих пор проводятся субботники по сбору рябины. А в Беларуси она вызывает интерес?


Расскажу кратко о полезных свойствах рябины. Столетия назад ей лечили пищеварительную систему, изгоняли камни в печени и почках, улучшали зрение, поддерживали иммунную систему, спасались от усталости, раздражительности и стресса, снижали холестерин и омолаживали кожу. Хорошо она помогает и при простудных заболеваниях. Ученые смогли определить химический состав красноплодной рябины, подтвердив в ней наличие витаминов А, С (рекордное содержание!), Е, РР и группы В, минералов: калия, фосфора, кальция, железа, магния и других макро- и микроэлементов, пектинов, флавоноидов и важных фитонцидов, а еще дубильных веществ и кислот. Настойка из ягод рябины, коньяка, меда и дубовой коры полезна даже онкологическим больным.

Раз заговорила о врачевании, продолжу об этом. Долго искала в аптеках и магазинах хоть какой-то продукт из красной рябины или хотя бы с добавлением ее. Оказывается, это практически то же самое, что искать иголку в стоге сена. Растительного сырья плодов вообще нет, лишь иногда продают сироп шиповника, куда добавлена в меньшем количестве красная рябина. В РУП «Белфармация» пояснили: в качестве лекарственного сырья рябину не используют, кроме как в том самом сиропе, о котором говорила. В итоге выяснилось: готовое сырье (сушеное и упакованное, россыпью либо в фильтр-пакетах) если и получает какая-то аптечная сеть, то очень редко и только от фирм-поставщиков. 

 Вот одну такую и вычислила, где пообщалась с Николаем Гаевским, занимающимся закупками — отдельных видов лекарственных и целебных трав и ягод: 

 — Мы взяли на себя работу, которую раньше выполняли заготконторы. Не скажу, что дело прибыльное, но есть отдача, да и люди благодарны. Они могут и собрать то, что растет рядом с ними, что дает природа, и заработать хоть какую-то копейку. Даже за Туровом были, получали много звонков и откликов от сельчан. Но ради 15 килограммов, например, нет смысла ехать в такую даль. Часто бываю в Рогачевском районе: от агрогородка Довск и до самого Бобруйска люди сдают ягоду очень активно. Красную и черную рябину скупаю в сушеном виде, согласно техническим условиям заготовки лекарственных растений. Пока не установил приобретенные сушилки, но в следующем году сделаю это и тогда в некоторых регионах смогу брать ягоду в сыром виде. Кстати, заготовка рябины начинается не с наступлением холодов, а где-то с середины августа. Она хранится в специальной комнате, из разных мест которой представитель санэпидемстанции берет образцы сырья на анализ. Если нет никаких вопросов, ягоды фасуются и отправляются в оптовую продажу. Что касается подработки для сельчан, то те, кто подходят к сбору дикорастущих трав и ягод с умом, неплохо зарабатывают. Конкретный пример: в Ивацевичском районе один мужчина сдает мне за полтора месяца 1,5 тонны зверобоя. Беру по курсу 1,5 доллара за килограмм. Сколько всего, посчитать нетрудно. Кило сушеной рябины скупаю тоже по 1,5 доллара. Сдают люди и по 500 килограммов, и по тонне. Часть отправляем на белорусские ликеро-водочные заводы, но в основном — на экспорт. У нас в стране нет такого спроса. И сушеную черноплодную рябину скупаем по такой цене. 


НАШЛА еще фирму, которая занимается поставкой сушеных ягод рябины на ликеро-водочные предприятия, но она импортер на белорусском рынке, а закупками, как Николай Гаевский, не занимается. А что же райпо? Принимают ли они ягоды, собранные населением? Первым делом заглянула в Рогачевский район, куда ездит Николай Константинович. Начальник отдела заготовок Рогачевского филиала Гомельского обл­потребсоюза Владимир Харченко ответил:

— Красную рябину не принимали вообще. Если и было такое, то в моем детстве, наверное. Ее сдавали на винзаводы, а в этом году даже черную не хотят брать. Когда-то заготовили килограммов 800 черной, и на этом все. 

Года два назад в Лунинецком, Пинском и Ганцевичском районах райпо принимало рябину красную по 35 копеек, черную по 20 копеек за килограмм. Сейчас тишина. Говорят, не заключены договоры с винодельческими предприятиями. И в Пружанском райпо услышала: «Красную рябину вряд ли будем брать — ее девать некуда. Раньше был сбыт, а в последние годы никто из переработчиков не закупает. Наши «Беловежские вина» берут только черноплодную». 

Итоговую черту подвел заместитель начальника управления заготовок Белкоопсоюза Юрий Соколовский: 

— Красная рябина нужна, но ее объемы незначительны. В 2020 году ее пока не закупали, а черноплодной рябины уже есть 36,6 тонны. Лидер — Брестский облпотребсоюз.

pexels.com

Попыталась поискать среди магазинной продукции хоть какой-то «рябиновый товар» — тоже мимо. На Гомельском винодельческом заводе, куда в старые добрые времена поставляли сырье из Рогачевского райпо, как мне сказали, красную рябину вообще не используют, небольшими партиями принимают черную. Не нужна она и на предприятиях Слонима, Толочина, Червеня… В итоге нашла только одного переработчика — ОАО «Минск Кристалл». И то ведущий специалист отдела снабжения и заготовок Леонид Жибуртович сказал: 

— В перечне примерно из 100 наименований сырья, которое закупаем для своего производства, есть и рябина красная, и арония черноплодная. Но это 50—100 килограммов, не более 1—2 процентов от всего объема сырья. Заготовкой за время моей работы ни разу не занимались, нет и массового спиртования красной рябины. Закупаем ягоды, доработанные до кондиции, но не у райпо. И аронию по необходимости берем у фермеров. 

Как-то так… Помню, в прошлом году рябины рядом с моим домом буквально горели, а сейчас урожай намного меньше. Может, уродилось хуже, а может, птицы успели склевать. Судя по всему, они почти единственные потребители этих ценных плодов. Ну еще разве что ребятишки, как и мы в детстве, займутся изготовлением бус, нанизывая на ниточку алые ягодки. Хотя… вряд ли, я думаю.

— К сожалению, эта культура никогда не станет промышленной, — говорит ведущий научный сотрудник отдела ягодных культур Института плодоводства НАН Беларуси Людмила Мурашкевич. — Если и будет востребована, то только у частных лиц. Одно время к нам на закупку приезжали россияне, а теперь очень редко кто-то спрашивает. Может быть, эти вкусы приелись, как говорится, поэтому востребовано что-то из новомодных культур типа жимолости, хеномелеса и актинидии. А ведь в нашем институте есть 12 сортов рябины, отличающихся биохимическими показателями, высотой, формой кроны, цветом и размером ягод. Наиболее распространены рябина обыкновенная и «невежинская», разновидность первой. Гранатная рябина, с крупными плодами темно-бордового цвета, привитая, в лесу не встречается. Если только на частных подворьях. В промышленном производстве используется рябиновая вытяжка для приготовления ликера, настойки или морса. 

chasovitina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter