Корреспондент «СГ» решила попытать счастья и отправилась на кастинг Белтелерадиокомпании. Что из этого вышло?

Рвать землю, чтобы продать себя!

САМАЯ популярная белорусская группа? Кто входит в десятку титулованных теннисисток? Какие программы ведет Дмитрий Бочков?.. Не всякий из этих и других не столь уж сложных вопросов оказался по зубам участникам очередного этапа кастинга, который недавно проходил в Белтелерадиокомпании. Десятки юношей и девушек различных профессий пришли штурмовать каналы медиахолдинга: кто-то пытался блеснуть эрудицией, кто-то, чтобы понравиться членам комиссии, демонстрировал свои вокальные данные. Корреспондент «СГ» тоже решила попытать счастья и попробовала пробиться в «телевизор». Что из этого вышло? 


В ОЧЕРЕДЬ за известностью и популярностью в фойе Белтелерадиокомпании выстроились студенты, психологи, экономисты, филологи. Почему-то представители именно этих профессий были уверены, что могут стать высококлассными ведущими. К журналистике отношение имели лишь единицы. Перед главным испытанием атмосфера накаляется. Одни в изрядном волнении репетируют свой выход перед комиссией, другие, дабы разрядить обстановку, искрометно шутят, третьи скромно сидят на диване. А я  прокручиваю в голове свою показательную речь, мимоходом сочиняя необычную визитку. Нужно ведь чем-то зацепить комиссию. А в ней — руководители всех каналов Белтелерадиокомпании(!) плюс ведущие Светлана Боровская и Артем Рыбакин. 

Подобный отбор медиахолдинг проводит уже не первый год. Неплохо заявить о себе именно во время кастинга удалось Станиславу Липскому.  Бывший работник металлургического завода своим талантом и трудолюбием доказал, что может говорить о спорте не хуже выпускников Института журналистики. Возможно, впечатленные подобными успехами простых людей, которые прорвались на экран, участники нынешнего кастинга задались вопросом: а чем мы хуже?

Подхожу к парню в деловом костюме и интересуюсь, в какой программе тот себя видит. «Телевидение — это моя мечта. Хочу стать узнаваемым. А интересны мне разные темы — политика, экономика, спорт, культура. Смогу вести любую программу», — тараторит в ответ юноша. Похожие ответы, впрочем, получаю еще от десятка ребят.

Скептики уверяют, что попасть на телевидение можно лишь через знакомых или еще какими-то другими путями, но никак не пройдя кастинг. Заместитель главного директора канала Беларусь 1 Сергей Шишко заверяет, что шанс попробовать свои силы дадут каждому:

— У нас нет четкой установки, сколько нужно набрать людей. В структуре компании пять каналов, и всем нужны талантливые ведущие. По итогам кастингов мы отберем троих человек, которые смогут обучиться в школе телеведущих при Белтелерадиокомпании. Кроме того, на таких кастингах создаем базу — если вдруг появляется новый проект, а у нас есть на примете подходящий по типажу человек, связываемся с ним. 

 В ожидании испытания...

— Кого ждете на телевидении?

— Требования к кандидатам стандартные: возраст 25—45 лет, хорошая дикция, грамотная речь, умение импровизировать, свободное владение белорусским и русским языками. А ждем мы умных и харизматичных ребят. Это трудно объяснить, но люди телевизионные сразу видны. Бывает, в середине отбора начинаешь немного уставать. В зал входит парень — с виду ничего примечательного, но как только начинает говорить, сразу хочется его слушать. Таких бы побольше. Если есть некоторое проблемы с дикцией — свойственное нашему произношению дзеканье, например, — они «лечатся». А вот отсутствие харизмы исправить сложно. 

УЧАСТНИКОВ кастинга запускают небольшими группами по 5—7 человек. Волнение нарастает: что нужно говорить, что спросят — со скоростью молнии пролетают в голове мысли. «Поехали. Первый номер, заходим!» — командует ассистент. Пару минут — и «номер» выходит. Вид у него безрадостный. «Ну что, взяли? Что спрашивали?» — доносится с разных сторон. «Предложили всего лишь пройти курсы ведущих при Белтелерадиокомпании», — в печали тот. 
Словно в клетку со львами направляется следующая претендентка в звезды Дарья Ащулова.  Девушка признается, что работа в кадре для нее — мечта детства: 

— Я хочу работать диктором и читать новости. 

— А вы думаете, дикторы читают чужие новости? — интересуется генеральный продюсер Белтелерадиокомпании Кирилл Казаков. 

— Я думаю, они помогают в формировании новостного блока. 

— Ну хорошо, попробуйте прочесть текст так, как это делают ведущие. 


На первых же словах комиссия останавливает участницу. «Дарья, попробуйте сначала окончить курсы для телеведущих при Белтелерадиокомпании, а затем приходите снова».

Такой же совет дают и Александру Полюховичу — молодому ведущему радиостанции «Минская волна». Телевизионная кухня парню знакома — четыре месяца он проходил стажировку в Агентстве телевизионных новостей. Как говорит сам Александр, роль корреспондента ему не подходит, а вот ведущего — в самый раз. «Так сразу и в ведущие?» — недоумевает Кирилл Казаков. Светлана Боровская же ничуть не удивлена: «Все хотят стать звездами». Члены комиссии задают весьма предсказуемый вопрос: «В каких передачах себя видите?» Александр грезит быть ведущим новостей, однако, как выясняется, путается в фамилиях чиновников. Жюри просит прочесть небольшой отрывок текста. После его декламации выносят вердикт: «У вас подачи нет, просто очень хорошо бегло читаете текст». 

Следующая на очереди в звезды телевидения — Надежда Гришук. Вопрос все тот же: «Чем вы хотите заниматься на телевидении?»

— Я нахожусь в поиске себя. На телевидении хотела бы найти будущую профессию.

— Какая вас интересует больше? Если не ошибаюсь, у нас около 40 профессий, — напирает Кирилл Казаков.

— Меня интересует профессия ведущей. Кроме того, я могла бы заниматься подборкой темы для программы, развивать ее. 

— А вы писали когда-нибудь для газеты, журнала?

— Нет, но могу это делать, — уверенно отвечает претендентка. — У меня филологическое образование.

— Но ведь это ничего не значит. Нам бы очень хотелось, чтобы люди приходили с конкретной идеей, предложениями.

— Мне было бы проще, если бы изначально давали направление, в котором можно подумать. 

Тут не выдержала Светлана Боровская: «Подождите, вы же идете к нам. Нам от вас вообще ничего не нужно. Каждая вторая девочка на улице моложе вас лет на двадцать, хочет быть телеведущей. Здесь нужно рвать землю: любить, уметь, хотеть научиться. Вы должны четко понимать, что вам нужно от телевидения. Вы должны продать себя!»

 Некоторые участники вызвали у жюри горячие споры.

ПОСТЕПЕННО подходит моя очередь. В небольшом кабинете, который в обычные дни предназначается для съемок программ, за столом сидят члены комиссии. По периметру выставлены камеры, напротив — экран, в котором видишь себя. Яркий свет немного слепит. От волнения забываю обо всех своих заготовках и просто представляюсь на камеру. Комиссия в недоумении — меня в списках участников кастинга нет. «Возможно, затерялась», — нахожусь. Кирилл Казаков в очередной для себя раз задает все тот же вопрос: для чего мне телевидение. «Я не хочу быть ведущей, понимаю, что без практики и опыта ничего дельного из этого не получится. Для начала хотела бы попробовать себя в роли корреспондента, готовить небольшие сюжеты в информационные блоки либо для развлекательных программ. Нужно начинать с самого начала, а потом постепенно совершенствовать свои навыки и умения», — тараторю на камеру.

— Вот так должен говорить каждый из участников. С такими мыслями приходить, — подмечает Светлана Боровская. — Когда выйдете, вбейте эту мысль другим участникам. 

И вдруг руководитель канала Беларусь 2 Наталья Маринова предлагает попробовать себя в роли корреспондента — подготовить сюжет для молодежной программы «Пин-код». Кастинг пройден успешно, даже текст не пришлось читать.

Комиссия отмечает, что модельная внешность — далеко не главный критерий при отборе. В первую очередь учитываются дикция и умение импровизировать, а также четкая мотивация:

— Очень многие думают, что мы здесь сидим такие злые, смотрим на всех свысока. Но это не так, нам всего-то нужно понимание, для чего участнику кастинга телевидение, — отмечает позже Кирилл Казаков. — Это единственный залог успеха вначале.

Именно мотивация помогает следующим участницам — Дарье Ковальчук и Юлии Погосовой. Студентка второго курса Института журналистики Дарья, пожалуй, одна из немногих участниц кастинга, которая не нацелена в одночасье стать ведущей: «Мне бы хотелось для начала примерить на себя роль корреспондента, редактора…» Членам комиссии такой ход мысли понравился. «Тебе кто-нибудь сказал об этом или ты сама сформировала это в голове?» — поинтересовался Артем Рыбакин. «Во время учебы я поняла: чтобы быть ведущим, нужно много знать и практиковаться», — отрапортовала Дарья. «Вы пришли с правильной установкой. Можете попробовать себя в качестве корреспондента программы «Пин-код», — предложили студентке. 

А Юлия Погосова покорила членов жюри своими вокальными данными — перед комиссией исполнила хит Кристины Агилеры. Оказывается, Юлия участвовала в проекте «Академия талантов» на ОНТ. «Какая самая популярная белорусская группа?» — поинтересовался у участницы кастинга директор телеканала Беларусь 5 Александр Казюкевич. «NAVI», — не растерялась та. «А «Айова»?» — «Это не представители белорусской эстрады».   

Те, кому надоела работа за режиссерским пультом или в душных монтажных студиях, пришли на отбор на общих основаниях. Ксения Луцкина по ту сторону экрана около 11 лет — пишет сценарии для документальных фильмов, а также  для программы «Терра инкогнита».

— Никогда даже не думала о том, чтобы стать ведущей. Но узнала о кастинге и решила испытать судьбу. Писать сценарии могу, может, и в кадре держаться получится, — считает Ксения. С таким мнением согласна и комиссия.

РУКОВОДИТЕЛИ каналов обещают, что новые лица обязательно появятся в эфире уже в ближайшем телесезоне. А пока кастинг продолжается.

…Стоя под светом софитов, сама для себя поняла: во всем важна искренность и четкая мотивация. Этого и ждут члены комиссии. Подсказку дала, так что дерзайте!

Хотите стать новыми лицами каналов? Присылайте свои фотографии (портрет, полный рост) и анкеты на электронный адрес casting@tvr.by. Анкету можно найти на сайте www.tvr.by в разделе «Кастинг ведущих». Основные требования к претендентам: возраст старше 23 лет, хорошая дикция, грамотная речь, умение импровизировать, свободное владение белорусским и русским языками.

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter