Рвачи налетели

Пучок черемши или букетик редких первоцветов могут обойтись в сотни тысяч рублей, но разоренной природе от этого не легче Весной, как вегда, Родина щедро напоила нас березовым соком. Сейчас в пробуждающихся лесах радуют глаз первоцветы. Даже не выбиравшиеся еще на природу горожане могут догадаться об этом — в людных местах появилось немало торговцев скромненькими букетиками, составленными из нежных лесных цветочков. А возле рынков, магазинов, вокзалов началась бойкая продажа черемши — она тоже из леса, вестимо. За примерами далеко ходить не надо. В этом убедились специалисты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, отправившиеся в специальный рейд по Минску. К ним подключились корреспонденты "Народной газеты" и телеканала "ОНТ". И если бы мы были наделены правом налагать предусмотренные законом штрафы, поверьте, казна пополнилась бы не одним миллионом рублей.

Сами рвали —  сами продаем...
Увы, немногие “рвачи” (да и покупатели) задумываются над тем, какой невосполнимый урон наносит природе этот “крупномасштабный мелкий бизнес”. А ведь и черемша, и отдельные первоцветы, которые, не вдаваясь в тонкости ботаники, большинство из нас привыкло называть подснежниками, занесены в Красную книгу Беларуси. Это значит, что они находятся под угрозой ПОЛНОГО исчезновения.
Рейд начался с Червенского рынка. Прямо у входа стояла бабулька, торговавшая черемшей. На приблизившуюся группу с телекамерой она среагировала мгновенно: схватила свои увесистые мешки — и ходу. Тут же подоспели рыночные охранники. По их словам, на самом рынке торговля черемшей запрещена. “А вот рядом, — указали они в сторону ближайшей остановки общественного транспорта, — ее и лесные цветочки частенько продают”.
И действительно, там во всей лесной красе перед нами предстали две продавщицы растений-краснокнижников. Они и скрывать не стали, что весь их живой товар — из леса. 
— Ну, а что тут такого?! — недоумевала одна из женщин. — Своими руками нарвали и продаем, не украли же...
— А вы знаете, что черемша — особо охраняемый вид, она занесена в Красную книгу, — сообщили торговкам специалисты Мин-природы.
— Да я даже “Му-Му” в детстве не дочитала, какая тут еще Красная книга...
— Зато наверняка слышали, что незнание закона не освобождает от ответственности, — продолжили свой ликбез экологи. — И представители компетентных органов не будут у вас интересоваться, читали вы Кодекс об административных правонарушениях или нет. За подобное посягательство на редкие растения грозит огромный штраф — больше полумиллиона рублей.
От названной суммы штрафа у торговок округлились глаза. Что-что, а быстро считать деньги они умеют. И если для кого-то призывы охранять родную природу — пустопорожняя “лирика”, то плохо рифмующиеся статьи Кодекса об административных правонарушениях на иных действуют ох как отрезвляюще. Хотя наверняка эти тетушки и сейчас “прореживают” лес — у нас ведь как: пока действительно гром не грянет, мужик не перекрестится. Но стоит ли нарываться на такой “гром в погонах”?
“Прибавка” к пенсии     
В районе железнодорожного вокзала искать торговцев черемшей тоже долго не пришлось. Более легкие на подъем временно испарились, оставив в “заложницах” пожилую женщину.    
— Так ведь пенсия у меня, детки, маленькая, а тут хоть какая-то прибавка, — начала она давить на жалость.
Про гораздо большую возможную убавку в виде штрафа эта бабушка тоже не слышала.
На противоположной стороне вокзала черемшей и первоцветами торговали человек шесть, как говорится, не отходя от кассы: сошли с поезда — и сами себе рынок. Кто-то убегал от телекамеры, как от чумы, кто-то начинал стандартно канючить: “Тяжелые жизненные обстоятельства... Маленькая зарплата... Детей надо кормить-учить...” А одна женщина заявила, что вырастила черемшу на собственном огороде. Но когда ее попросили предъявить соответствующий документ, попросту удрала.
Наведались мы и в стихийный “цветник” в подземном переходе на площади Победы, в другие бойкие места в центре Минска — прямо “лесная ярмарка”. Продают растения-“краснокнижники” и в спальных районах, как правило, возле крупных торговых центров.   
Кстати, “разведка донесла”, что на Комаровский оптовый рынок рано утром черемшу привозят целыми машинами — бери, не хочу. Так оно или нет, не знаем, но не мешало бы уполномоченным проверить и эту “наводку”. Нам же хватило нескольких часов, чтобы убедиться: торговля растениями-краснокнижниками развернулась повсеместно. Судя по всему, и в других городах буйно процветает такого рода бизнес, раз уж сама столица задает дурной тон.
Безусловно, все наши леса забором не обнесешь и возле каждого редкого цветочка охрану не выставишь. До сознательности “рвачей” достучаться сложно — слишком уж заразительна страсть к наживе. А вот тем, кто сам не уничтожает лесные растения, но покупает их, стоит взвесить все за и против. Как известно, именно спрос рождает предложение. И простая логика подсказывает: чем меньше будет желающих купить этот “краснокнижный” товар, тем меньше его станет на стихийных рынках. Ничего страшного не произойдет, если из вашего меню выпадет дикорастущая черемша. А лесные букетики и вовсе не способны долго стоять — быстро завянут. Лучше уж выбраться в лес и полюбоваться несорванными первоцветами.
Конечно, жалующиеся на трудную жизнь старушки, студенты и многодетные матери вызывают сочувствие. Но подзарабатывать на том, что “плохо растет”, — не лучший способ “выживания”. И, простите за невольный каламбур, негоже выживать из лесу и без того исчезающие виды растений, тем более что это действительно может обойтись очень дорого. Не разоряйте природу и себя! 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter