Русский вихрь

Кажется, здесь, на берегах Ангары, среди старинных улиц и древних колоколен, раскручивается ослепительный светоносный вихрь. Преломление лучей, кристаллы света, драгоценное стекло корпусов… Исчезают на глазах ветхие закопченные стены, опадают утомленные изношенные оболочки, возникает новая плоть завода — сила, красота, энергия.

ИРКУТСКИЙ авиационный завод — детище сталинских пятилеток

Кажется, здесь, на берегах Ангары, среди старинных улиц и древних колоколен, раскручивается ослепительный светоносный вихрь. Преломление лучей, кристаллы света, драгоценное стекло корпусов… Исчезают на глазах ветхие закопченные стены, опадают утомленные изношенные оболочки, возникает новая плоть завода — сила, красота, энергия.

ТАКИЕ мгновенные перемены именуются преображением. Так бурно сквозь угрюмые зимние тучи врывается в мир весна. Так из сонной куколки рождается восхитительная бабочка. Завод-ветеран, создававший самолеты Великой Победы, строивший машины великой советской авиации, пережил мучительное безвременье девяностых и сам, подобно самолету, рванулся ввысь.

Мощное ровное движение металла. Великолепные, драгоценные, денно и нощно работающие станки. Спокойные неторопливые люди, нажимающие кнопки программного управления. Инженеры в безлюдных цехах управляют движением бессчетных механизмов.

Директор — сибиряк Александр Алексеевич Вепрев. От него исходят светлые силы русского пассионария, он занят громадным делом, которое поручило ему государство. Рождение самолета из крохотных деталей, из сверкающих листов алюминия, на котором фрезы вытачивают тончайшие узоры и орнаменты. Рождаются узлы, укрупняются, возникают элементы крыла, плоскости оперения, шпангоуты и полукружья фюзеляжа срастаются, свинчиваются, обретают стремительный контур, насыщаются приборами, компьютерами, дальномерами и прицелами.

Из цеха в цех, из одного объема в другой — и вот огромное пространство, похожее на дворцовые залы. И в нем среди лучей длинными рядами, как шедевры Эрмитажа, стоят самолеты. Мощные, изящные, застывшие и готовые мчаться в бесконечность, послушные человеческой воле и смертельно опасные, устремленные в бой, к победам.

Многоцелевой боевой самолет Су-30СМ — дальний перехватчик, сбивающий бомбардировщики врага хоть на Северном полюсе, хоть над центром Европы. Виртуозный истребитель воздушного боя, то несущийся на всех скоростях, то застывающий в небе, как неподвижный крест. Самолет поля боя, поджигающий танковую колонну врага, скопление его пехоты и техники.

И второй, учебно-боевой, самолет Як-130. Изящная «спарка», предназначенная для обучения летного состава, в которой так нуждается обновляемая авиация страны. Самолет в час войны из учебного превращается в грозную боевую машину, несущую ракетно-бомбовый груз весом, равным весу самого самолета.

Тут же, на заводе, создаются элементы французского пассажирского Эйрбаса А-320, летающего по всему миру. И в новых, стремительно возводимых цехах, которые наполняются драгоценными станками, готовятся линии для производства отечественного магистрального самолета МС-21, с появлением которого слухи о кончине русского гражданского авиастроения прекращаются. Все эти машины демонстрируют взлет русской авиации, возрождение оборонно-промышленного комплекса. Указывают на то, что долгожданное развитие начинается, сдвигается с места застывшая махина страны. Гигантский самолет «Россия» медленно начинает выруливать на взлетную полосу и готов ринуться в небо.

Здесь, на заводе, чувствуешь себя в потоках живой истории. Эти самолеты нацелили свои отточенные фюзеляжи в сторону Сирии, откуда к границам России готов полыхнуть огонь войны. Они смотрят в сторону Арктики, где начинается схватка за арктические шельфы и мировые державы посягают на исконные богатства России. Они смотрят на Европу, где НАТО наращивает военную мощь, и все новые и новые системы сверхточного оружия готовятся к бесконтактной войне.

Среди таких самолетов ощущаешь совершенство российской науки, дальновидность инженерной мысли, умную стратегию. Чувствуешь, что русская цивилизация переходит на новый уровень, облекается в новые ризы. Здесь нет уныния, нет печали о прошлом. Нет тусклого безысходного выражения глаз. Здесь — воля, сила и творчество. Здесь, среди этих самолетов, надо проводить молодежные съезды. Сюда должны приходить историки и метафизики. Здесь место художникам, музыкантам и поэтам. Рывок, который начинает Россия, нуждается в своих певцах, летописцах и проповедниках. Пусть проповедь о русском чуде и русской победе зазвучит не только с амвонов храмов, но и из этого могучего восхитительного цеха, который и есть амвон русского развития.

Я приближаюсь к машине. Трогаю ее фюзеляж. Тепло моей ладони уходит в металл, погружается в крылья, в лопатки турбин, в драгоценный кристалл кабины. Я передаю самолету мою веру, любовь, волю — волю к русской победе. Самолет унесет мое прикосновение в небо, откуда видна таинственная и чудесная русская даль...

Александр ПРОХАНОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?