За что тревожно главному агроному ОАО «Ружаны-Агро»

Русланово поле

Чем особенно первое лето молодого главного агронома, у которого есть заветная мечта

ГДЕ же еще искать Руслана АТУЛЯНА, если не в поле! В летний сезон он вообще может там дневать и ночевать. Именно на хлебном поле и встретилась с главным агрономом ОАО «Ружаны-Агро».

Родом Руслан из деревни Юндилы Пружанского района. Родители простые колхозники-животноводы. Отец до сих пор работает на ферме, мама, к сожалению, рано ушла из жизни. Семья всегда сажала огород, держали корову, свиней… 

— В сельское хозяйство шел осмысленно, — упредил мой первый вопрос Руслан. – Всегда тянуло к земле, этим делом я буквально грезил. Окончил Гродненский аграрный университет в прошлом году. В городе учился, жил в общежитии. Нет, не мое это! Я сельский житель, другим себя не представляю. Вернулся домой, в свое родное хозяйство. Назначили агрономом по защите растений, а главным специалистом стал в декабре 2017 года. Да, иногда берет робость — хозяйство-то большое, крепкое.

ГЛАВНЫЙ агроном сорвал колосок тритикале, стал прощупывать зерна. Грустно заметил: «Сухо, налива нет. Переживаю за зерновые, да и за кукурузу тоже. Шутка ли, с конца марта дождей не было. Есть участки на полях, где уже все выгорело. Там урожай не спасти, все пойдет на зерносенаж, примерно 270 гектаров пшеницы положили на корма. А ведь поначалу перспективы были оптимистичные. Озимые отлично перезимовали, хорошо рапс себя показал. Планировали получить урожай зерновых где-то 45—50 центнеров с гектара. Для меня он особенно важен, это же первый мой год. А тут на тебе, с погодой не подфартило. Но, думаю, пока не все потеряно, ведь весной под зерновые дали полную технологическую заправку». 

У «Ружан-Агро» около 20,5 тысячи гектаров. Три производственных участка, у каждого свой мехдвор. Техники хватает, она постоянно обновляется. За проведение любых полевых работ агроном не переживает.

Интересуюсь другим, не менее важным вопросом: как идет заготовка кормов? Только КРС в хозяйстве более 14 тысяч?

— Одного травяного сенажа нужно не менее 60 тонн. С кормами проблем не будет. Получили хороший урожай с первого укоса. Спасли 200 гектаров на заболоченных местах. И сена будет больше. А вот что соберем по второму укосу, неизвестно. В 2017-м брали три укоса. Из-за засухи и кукуруза медленно растет. В прошлом году на зеленый корм ее получили 400—450 центнеров на круг. Тем не менее дефицита кормов не возникнет. Есть переходящий фонд сенажа, кукурузного силоса. 

Встает агроном рано, в шестом часу утра. Примерно в 6.20 выезжает на работу, до нее 10 километров. По дороге просматривает поля. Нынче работы по внесению пестицидов проводятся ночью. Утром, соответственно, нужно проверить, как обстоят дела.

Хотя и снабжают самосвалами знаний своих студентов вузы, но лучшие учителя – практика и опыт. И либо ты изначально правильно расставишь приоритеты и станешь толковым специалистом, либо просто будешь отбывать день до вечера. У Руслана вполне здоровые амбиции, что однозначно может стать стимулом к успеху и достижению целей. Когда говорили о выборе профессии, о тех планках, которые он для себя ставит, в его глазах заметила живой огонек. Последовательно и четко он объяснял:

— Осенью ты положил маленькие зерна в землю. Потом наблюдаешь: вот они проросли, начали куститься, стали тянуться вверх… Я в чем-то свою профессию сравниваю с профессией врача. Возможно, у нас одинаковый принцип. Растение, как и человек, живой организм. Может болеть, требует к себе внимания. Значит, нужно лечить, проявлять заботу. Очень приятно, когда твои усилия не проходят бесследно. Я же поначалу не мог уснуть. Половину ночи мысленно составлял севооборот, нарезал задачи, сеял, пахал, протравливал семена, покупал удобрения…

В подчинении у Руслана большая команда. Есть молодежь, но в большинстве – опытные сельхозники. Слушаются?

— Поначалу было трудно. Даже за такой короткий срок узнал, где и в чем могут схалтурить, нашел слабые места. Приходится быть строгим. Думаю, на руку сыграло то, что появились уже первые результаты моей работы. Только этим можно переубедить людей, на словах можно «молотить» все, что угодно. А как дальше? Сидя за университетской партой, казалось: эх, что здесь сложного?! Пришел, посеял и оно само выросло. Как бы не так! Сама по себе только трава у дороги растет. Да, еще не все получается, учусь и буду постоянно учиться. Вижу свои ошибки, беру их на карандаш. Надо — иду за советом. Позвоню в соседнее хозяйство, в университет или коллегам. В том же гродненском СПК имени Денщикова работает моя однокурсница. С ней созваниваемся, сравниваем, обсуждаем. Меня очень поддерживает руководитель «Ружан-Агро» Андрей Михайлович Бурдук. Когда предложил стать главным агрономом, сразу сказал: «Опыта у меня никакого». Он ответил: «Ничего, будем вместе преодолевать трудности». 

Своей семьей Руслан в 24 года пока не обзавелся, так что жених завидный. Младшая сестра Людмила после окончания Волковысского аграрного колледжа месяц назад пришла на отработку ветврачом в это же хозяйство. Пока делает первые шаги на малой родине. Главное, брат и сестра пришли в профессию осознанно, по любви. Значит, должен быть толк. 

Молодежь особенно склонна мечтать. И у Руслана Атуляна есть мечта. Какая? Состояться в профессии и выращивать хорошие урожаи. Разве плохо, что хочется ему, например, получить не менее 40 тысяч тонн зерна? Пока эта цифра доходит до тридцатки. А погода… Ну что погода? Специально не закажешь, хотя в сельском хозяйстве многое от нее зависит.

Разговоры разговорами, а мобильный агронома настойчиво требовал к себе внимания. Я понимала: ему пора. Но все же на дорогу взяла слово у Руслана: через несколько лет он расскажет, насколько он состоялся как агроном.

chasovitina@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter