Рунец: санация – не приговор, а инструмент, позволяющий вернуть устойчивость предприятию

Такое мнение высказала председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам, комментируя работу над законопроектом «Об урегулировании неплатежеспособности».

Фото из архива СБ

- Сама по себе процедура несостоятельности — не приговор, а важный инструмент, позволяющий в режиме санации сделать работу над ошибками, вернуть устойчивость предприятию. А если это невозможно — распределить факторы производства от неэффективных собственников и управленцев к успешным менеджерам и владельцам, - объясняет председатель профильной комиссии. - Задача государства состоит в том, чтобы определить такие правила, которые позволят обеспечить максимальный баланс интересов всех участников: с одной стороны — хозяйствующих субъектов, с другой — государства и людей наемного труда. «Отсечь» все долги и дать возможность начать хозяйственную деятельность под контролем судов и кредиторов способны только процедуры несостоятельности.

Татьяна Рунец убеждена: от того, каким образом и насколько безболезненно для экономики они будут реализованы, во многом зависит общественное благосостояние.

- В связи с этим особую значимость приоб­ретает вопрос качественного законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности, и механизмов, обеспечивающих их практическую реализацию, – подчеркивает сенатор.

И тут стоит напомнить, что законопроект проделал достаточно долгий путь, прежде чем поступить на рассмотрение в Парламент: к его разработке подключились все заинтересованные стороны, в том числе в рамках работы экспертного совета при Совете Республики. При чем предложения, выработанные на площадке верхней палаты Парламента, учтены в редакции, вынесенной на одобрение членов Совета Республики.

Так какие же новации предусматриваются проектом закона?

В первую очередь, нормы закона направлены на то, чтобы помочь сохранить производственные предприятия и обеспечить управляемость процессами несостоятельности и банкротства со стороны госорганов. Он должен стимулировать руководителей предприятий, не дожидаясь наступления кризиса самим инициировать санацию, зайдя под защиту закона. В чем преимущества?

- В том, что замораживаются все долги, ставятся на паузу штрафы, пени и проценты, отменяются принудительные и бесспорные взыскания, - поясняет собеседница.

Она обращает внимание, что Постоянная комиссия настоятельно рекомендовала Минэкономики выработать четкие критерии определения неплатежеспособности, установить единообразные и понятные правила игры для всех субъектов правоотношений.

- С другой стороны усиливается ответственность руководителей местных органов власти за принятие мер по финансовому оздоровлению и предупреждению несостоятельности и банкротства, - подчеркивает Татьяна Рунец.

В частности, с момента вступления закона в силу, т.е. с 1 октября 2023 года, исполкомы смогут по своей инициативе или по ходатайству собственников организовывать предупреждение банкротства частных предприятий и сопровождать весь процесс санации. Отметим, что сегодня в республике в санации находится 47 предприятий.

Кроме того, в проекте закона закрепляется максимальный срок санации предприятий — 36 месяцев с возможным продлением судом на 24 месяца для восстановления платежеспособности или расчета с кредиторами, а также подробно регламентируется процедура мирового соглашения.
- И, пожалуй, самое важное, на что хочу обратить внимание — усиливается защита трудовых коллективов. В бесспорном порядке с предприятий, находящихся в процессе ликвидации (банкротства) будет взыскиваться задолженность перед пенсионным фондом. На 1 октября текущего года задолженность имели 1005 таких предприятий, это значит, что примерно у 20 тысяч граждан, работающих на этих предприятиях, страховой стаж формировался не в полном объеме. Новый закон должен изменить ситуацию, - подчеркнула председатель профильной комиссии.
Она также обращает внимание, что выручка от продажи залогового имущества сначала будет идти на выплату зарплаты и пенсионные взносы, а оставшаяся значительная часть — залоговому кредитору (за вычетом 20 процентов в пользу бюджета и на оплату судебных расходов).

Из новаций важно отметить еще одну. Проектом вводится специальный порядок проведения процедур санации и ликвидации в госсекторе, обеспечивающий жесткий контроль со стороны госорганов. Правительству даны полномочия утверждать перечень предприятий, которые не могут быть подвержены банкротству: предприятия ВПК, энергетики, валообразующие - вне зависимости от формы собственности.

По прогнозу разработчиков, новый закон позволит сократить средний срок процедур несостоятельности на четверть и повысить удовлетворение требований кредиторов на 30 процентов. Также ожидается существенное уменьшение нагрузки на судебную систему и повышение конкуренции на рынке антикризисного управления вследствие снижения общего количества дел о несостоятельности и банкротстве в два раза.

- Самый важный ожидаемый эффект от законопроекта – более действенная процедура оздоровления предприятия, ведь главная задача – помочь наладить его ритмичную работу, разобраться с долговой нагрузкой и дать возможность трудовому коллективу работать и зарабатывать на благо своих семей, своей родной земли и своей страны, - резюмирует председатель профильной комиссии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter