Рулим, братцы, рулим...

Взгляд из редакции
Среди московского истеблишмента все громче раздаются разговоры о желательности третьего президентского срока В.Путина. Причем если раньше подобные предположения и тем более предложения исходили из уст провинциальных политиков, то сейчас идея третьего срока гуляет по страницам вполне респектабельных газет.

Во время визита в Индию В.Путин отвечал на вопросы корреспондентов. Не обошлось в Дели и без вопроса о третьем сроке. На него Владимир Владимирович ответил достаточно расплывчато: «Я уже говорил — мне нравится моя работа. По результатам опросов общественного мнения я знаю настроение в стране по этой проблеме. Но я не могу требовать от других исполнения закона, если сам буду нарушать законы и (прежде всего) Основной Закон — Конституцию. Конституция же позволяет избираться не более двух раз подряд».

Собеседники настаивали. А что если россияне выступят за внесение поправки в Конституцию, позволяющей действующему президенту избираться на третий срок? На что получили вполне путинский ответ о том, что вопрос о третьем сроке «нам нужно будет обсуждать с гражданами России». В общем, еще не вечер, пишет газета «Московские новости»... Учитывая, что ее главным редактором сейчас является Виталий Третьяков, свой человек в околокремлевских кулуарах, можно предположить, что пиар–технологи начали серьезную подготовку к выстраиванию общественного мнения в нужном направлении. В этом же номере «МН» опубликована большая статья, «якобы случайно попавшая в редакцию» — о, эти неслучайные газетные случайности! — которая выглядит как... анонимное письмо некоего американца Билла президенту Бушу. В этом «письме», которое в «МН» увенчано почему–то грифом «Секретно», содержится много чего. И про старозаветного графа Миниха, и про Февральскую революцию 1917 года, и про Деникина, и про Корнилова... В общем, семь верст до небес и все пехом... Но в самом конце «анонимного письма» выясняется, что в такой и таинственной, и незамысловатой одновременно манере хотели поведать миру редакторы «МН». Читаем: «Мы уже решили, что представляет собой Путин: он будущее России, сильный, честный лидер, который умеет обращаться с лидерами «большой восьмерки»; он снова делает Россию безопасным местом для западных инвесторов, беззаконие ельцинских 90–х наконец–то сходит на нет. Путин, надо отдать ему должное, превосходный управляющий.

Почему русские должны отказываться от такого будущего? За последний век они столько пережили и настолько созрели политически, особенно за последние пятнадцать лет, что могут уже выбирать свободу и демократию не в ущерб стабильности и порядку».

Кому еще непонятно?

Но на тот случай, если среди читателей «МН» найдется парочку непроходимых тупиц, для них пишется ударный «P.S.»: «Похоже, что избрание ВВП на третий срок уже перестало зависеть от желания самого ВВП — народ просто не хочет видеть на этом посту никого другого, на что более чем убедительно указывают все опросы. Тем самым фактически народ уже совершенно сознательно поправил Конституцию, которая была практически формально декларирована от его имени. Если Ельцину удалось уговорить ВВП помимо его желания избираться на первый срок, то почему мнение народа ВВП проигнорирует?»

Уф–ф–ф. Теперь уже все должно быть ясно самым некомпетентным, а гриф «Секретно» можно смело менять на развеселую печать «Рассекречено».

Но что получится из всего этого — Владимир Владимирович, просим нижайше на царство! — посмотрим...

На экранах московского ТВ четко прорисовываются две главные страсти, которыми, если верить ТВ, живет нынче Россия: контроль за выполнением нацпрограмм (Дм.Медведев) и совершенствование боевой и политической подготовки войск (С.Иванов). Две персоны, коих молва готовит в преемники В.Путину, стали ежевечерними гостями миллионов российских телезрителей. Но чем ближе выборы, тем больше и беспокойства: смогут ли они, г.г. Медведев и Иванов, хотя и раскручиваемые ТВ, стать полноценной заменой Владимиру Владимировичу? Не начнутся ли в случае избирательной шумихи традиционные «тушинские перелеты бояр»? Да и с собственностью (заводы, шахты, газеты, пароходы etc.) все как–то вроде бы устаканилось, олигархи «равноудалены» — одни на нарах (Ходорковский), другие — г.г. Потанин, Мордашов, Абрамович служат исправно и как положено. Надо ли опять менять конфигурацию: Мордашова, скажем, в тюрьму, а Ходорковского — назад в «Юкос»?

Поэтому «наверху» все чаще приходят к мысли, что будет лучше, если все останется по–прежнему. На помощь вызываются заслуженные мастера массовых постановок. Перед ними ставится цель: «Необходимо в сжатые сроки улучшить имидж «Газпрома»! «Есть», — отвечают мастера и делают «налево кругом». «А–а–адну минуточку, — останавливают их заказчики. — Джаста момент! Требуется улучшить имидж не только «Газпрома», но и Кремля...» Мастера отдают честь и бодрым шагом уходят реализовывать поставленную задачу.

Начинается «Стирка занавеса», как остроумно выразился российский интернет–обозреватель Андрей Колесников...

Запад есть Запад, Восток есть Восток... Далее по тексту. Эта антинародная мудрость получила подтверждение в последних внешнеполитических шагах России, очень непохожих друг на друга. К Западу Россия вдруг повернулась голубиным ликом Дмитрия Медведева, к Востоку — ястребиным профилем Сергея Иванова. В Индии министр обороны занимался «самолетной» дипломатией, в Швейцарии, следуя по стопам профессора Плейшнера, первый вице–премьер прочитал проповедь о несуверенной демократии, священной и неприкосновенной частной собственности и новом технологическом укладе. Дан приказ ему на Запад: казалось, к нему приставили, выражаясь языком Пелевина, как минимум сразу три фукуямы...

Запад безуспешно пытается расшифровать тайные коды российской дипломатии, смутно догадываясь, судя по скупым заголовкам иностранной прессы, о том, что Россия с помощью нескольких шагов начала смягчать свой жестковатый имидж. Медведев, обернувшись добрым молодцем Фридрихом фон Хайеком, прочитал в Давосе песню о демократии. Там же Греф предложил, по сути дела, пересмотреть результаты национализации последних лет, заявив, что повсюду должен доминировать частный капитал. Российский посол вернулся в Тбилиси. Российские официальные и неофициальные лица с гневом и пристрастием отвергли предложение Тегерана об учреждении «газового ОПЕКа». Министр иностранных дел Лавров предложил не вводить экономические санкции в отношении Эстонии. Так можно дойти до того, что и польское мясо к нам повезут, и грузинское вино. Доиграемся в либерализм...

Казалось бы, новый тренд в российской внешней политике — назад, к Андрею Козыреву? Не стоит больше вопрос «Who is Mr Medvedev?». А также «Who is next after Mr Putin?». И вообще — «Who is Who в российской политике?». Но пока гости форума прислушивались к новой риторике посланца России, в пределах государственной границы Российской Федерации добивались остатки иностранных претендентов на всякие там месторождения, лишние партии снимались с региональных выборов, прокурорствующий элемент Владимир Колесников призывал изменить Конституцию России и удлинить президентский срок до семи лет, а аудиторы «Юкоса» готовились отбивать очередную атаку компетентных органов. И так далее и тому подобное.

Возможно, впрочем, что во внешней политике возобладала толика прагматизма.

Вести себя куртуазно перед Западом — прагматично. Потому что прагматично снимать стресс с потребителей российского сырья после истории с Лукашенко — а то совсем за людей перестанут считать.

Параллельно, повернувшись на Восток другим лицом российского двуликого Януса, он же — орел, прагматично торговать с Индией. Потому что Восток нам тоже нужен, и отдать его супостатам было бы неправильно. Нормальная такая многовекторная политика.

Но это еще пока не тренд. Для того чтобы случайный набор фактов, выстраивающихся в логическую линейку, стал трендом, нужны гораздо более веские доказательства и более длинный период полевых наблюдений. Только тогда можно было бы сделать вывод о том, что у России появилась новая внешнеполитическая доктрина или в принципе обнаружилась внешняя политика. То есть не реактивные и ситуативные шаги — ответы на внешние сигналы, — а отрефлексированная, осознанная, четко сформулированная система действий, основанная на понимании того, что в современном мире уже не осталось долгосрочных врагов и союзников, а появились партнеры — равноправные и преследующие свои прагматичные национальные интересы. Интересы, иногда совпадающие с российскими, а иной раз расходящиеся с ними.

Перефразируя Клаузевица, можно сказать, что внешняя политика есть продолжение внутренней иными средствами. Подмораживание политической демократии внутри страны потребовало ужесточения внешнеполитической риторики и вызвало к жизни доктрину «энергетической сверхдержавы». Огосударствление экономики и фактический пересмотр результатов приватизации спровоцировали выталкивание из российского экономического поля крупных стратегических иностранных игроков. Подогревание ксенофобских настроений в трудящихся и тунеядствующих массах повлекло за собой принятие антииммигрантских поправок к действующему законодательству, исключающих уже иностранную рабочую силу из российской экономики. Монополизация политического поля и фактическое обессмысливание выборов всех уровней обусловили рождение агрессивных изоляционистских идеологических доктрин типа теории «суверенной демократии».

Теперь должно пройти время, чтобы кто–то всерьез поверил в перемену вектора российской политики — внешней и внутренней.

Чтобы светлый имидж России олицетворял не один только первый вице–премьер, а вся политика горе–сверхдержавы. Понадобятся не слова, а дела.

Не только и не столько знаковые жесты, сколько конкретные перемены в законодательстве, которое за один только год вытолкнуло все иностранное из экономики и с рынка труда, ожесточило массовые настроения россиян.

Если угодно, на смену доктрине Путина должна прийти доктрина Медведева. При полном понимании того, что реально формулирует их одно и то же лицо.

Замечательно! По линии улучшения имиджа «Газпрома», которым наряду с Фредди Крюгером пугают непослушных лондонских ребятишек, уже произошли радующие глаз свершения. Пока доверчивый российский обыватель скрежещет зубами при упоминании клуба «Челси» — обывателю представляется, что заоблачные гонорары Шевченко, Макелеле и Лэмпарда выплачиваются Абрамовичем из его, обывателя, кошельков, — г.г. Дм.Медведев, Миллер и другие порадовали бюргеров немецкого Гельзенкирхена одним очень приятным сюрпризом. На секундочку позабыв, что в абсолютном большинстве российских райцентров, не говоря о селах, нет приличных стадионов и любители гоняют мяч по полям, больше смахивающим на огороды, радетели имиджа «Газпрома» взяли на себя расходы по поддержанию бюджета... команды бундеслиги «Шальке 04». И в Гельзенкирхен пришел радостный праздник! Не завидуйте немцам г.г. урюпинцы — но вам так не жить! Прочувствуйте широту патриотического размаха хозяев российского «Газпрома»...

Эта ночь была для «Шальке 04» особенно долгой. Официальное начало партнерства футбольного клуба с концерном «Газпром» на широкую ногу праздновалось в VIP–залах стадиона «Фельтинс арене».

До этого стратеги–маркетологи приложили все усилия, чтобы убедить публику в Гельзенкирхене в добрых намерениях находящегося под контролем российского государства концерна «Газпром». Фанатов одарили щедро: каждый из 61.482 наблюдавших за помпезной инсценировкой получил бело–голубой шарф с логотипами «Газпром» и «Шальке».

Гвоздем шоу стала гигантская футболка с логотипом «Газпрома». «Мои ощущения сродни эйфории», — заявил управляющий делами «Шальке» Петер Петерс после того, как товарищеский матч между футбольным клубом высшей лиги петербургским «Зенитом» и хозяевами поля завершился в пользу последних со счетом 2:1, что было ознаменовано фейерверком. «Очень правдоподобно выглядит то, что «Газпром» желает успеха «Шальке». Организаторам удалось добиться эмоциональной близости с фанатами. Болельщики почувствовали, что новому спонсору небезразлична судьба клуба».

В то время как воодушевление Петерса может быть подкреплено тем, что до июня 2012 года в кассу клуба должен влиться первый транш в размере от 65 млн. до 125 млн. евро (в зависимости от успеха команды), эмоции болельщиков тоже изобретательно подогревали. На видеоэкранах, размещенных под крышей стадиона, можно было увидеть отдельные слова и девизы, которые были призваны продемонстрировать, на какое улучшение имиджа теперь рассчитывает «Газпром»: «Газпром», Россия, Москва, футбол, надежность, безопасность, доверие, «Шальке». Некоторые из присутствовавших менеджеров «Газпрома» также украсили себя фанатскими атрибутами, другие пытались перед приглашенными в ложи экономическими обозревателями как–то сгладить прежде применявшиеся сомнительные приемы ведения бизнеса, которые до сих пор вредят репутации «Газпрома». Этот день был наглядным примером того, как нужно устраивать пиар–акции. «Мы не могли найти более подходящего партнера, чем «Шальке 04», чтобы добиться позитивного восприятия нашего имени в Германии», — заявил Ханс–Йоахим Горниг, глава «Газпром Германиа ГМБХ», дочернего предприятия «Газпром» со штаб–квартирой в Берлине.

Теперь у истинных любителей футбола появилась надежда, что щедро подпитанная российскими газовыми евро немецкая «Шальке 04» до перисто–кучевых облаков поднимет престиж «Газпрома» и по всему континенту разнесет славу о щедрых сердцах г.г. Дм.Медведева, Миллера и их коллег по руководству «Газпромом». А в проектах новое — скоро над ветшающими дворцами С.–Петербурга взметнется золоченый небоскреб офиса «Газпрома», который все больше и больше напоминает легендарного царя Мидаса, который превращал в драгметалл все, к чему только прикасался. Да, «Газпром», владеющий банками, ТВ–каналами, газетой «Известия» и пр., становится все более могущественным. И вполне возможно, что совсем–совсем скоро произойдет парадокс: не собака будет вилять хвостом, а хвост собакой. Любители ребусов и шарад могут расшифровать данный образ и так: не Кремль будет рулить «Газпромом», а наоборот. Что же рядовые потребители «голубого топлива»? Ну тут есть замечательная традиция, которую тонко подметил еще А.С.Пушкин, — «Народ безмолвствует»...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter