– Какие-то странные у вашей машины колеса. Уж больно они маленькие.
– Да, всего девять дюймов, – соглашается владелец авто Михаил. – Скорее всего, они были позаимстованы у сельхозтехники. Ответить точнее, увы, не могу.
Автомобиль «Яна», получивший свое название в честь реки на севере России, – самоделка или, как шутит ее хозяин, «полный хендмейд». В 1960–1980-х (по предположениям, «Яна» появилась на свет именно в этот период) купить машину было так сложно, что многие, потеряв надежду, собирали транспорт сами, просвещает посетителей фестиваля Михаил:
– Было даже такое движение – «АвтоСам». Люди собирали машины, делились опытом, организовывали выставки и слеты по всему СССР. Для самоделок существовали ограничения: например, считалось, что мотор в них не должен быть мощнее, чем у мотоцикла. «Яна» в этом плане образцово-показательная: у нее внутри – двигатель от ИЖ-49.
Михаил нашел автораритет в Витебской области. А как машина попала в нашу страну и кто был ее первым владельцем, увы, неизвестно:
– Прилагаю все усилия к тому, чтобы восстановить историю «Яны». Ищу информацию в Национальном архиве: знаю, что о чудо-машине писали в прессе. Пока никаких зацепок не нашел, но не сдаюсь и поисков не прекращаю.
***
– А ребенка можно за рулем сфотографировать?– Конечно, – приветственно распахивает водительскую дверь Михаил Быченок.
На прошлом слете один из владельцев авто сделал молодому человеку замечание:
– Я случайно дотронулся до его машины. Это было так неприятно, что я решил никогда не чинить препятствий тем, кто хочет потрогать «Ягуар» и сфотографироваться на его фоне. Тем более что с современной автокосметикой убрать следы от пальцев не составляет никакого труда.
Jaguar Daimler 1993 года отец и сын купили в Речице:
– Переделывать пришлось почти все – электронику, салон. Чтобы по-максимуму сохранить аутентичную кожаную обивку, не стали перетягивать сиденья полностью – вместо этого сделали вставку из материала такого же цвета и фактуры.
И хотя «Ягуар» на полном ходу – прямо сейчас садись и езжай по своим делам, – Михаил не считает реставрацию законченной:
– Еще многое хочется доделать – например, привести в порядок арки, колпаки. Как говорится, нет предела совершенству.
***
– А вы на ней в повседневной жизни ездите? – кивает посетительница в сторону коллекционного «Паккарда» 1929 года.– Нет, это было бы неудобно: здесь даже мешок картошки поставить некуда, – отшучивается владелец раритета Валерий.
Packard 640 Dual Cowl Sport Phaeton стал автосенсацией нынешнего фестиваля. Машина прибыла из-за океана: раньше она принадлежала известному архитектору Мэйбэку, который проектировал офис для фирмы «Паккард» и получил авто в зачет работы, проводит экскурс в историю нынешний хозяин:
– На то время это был верх технического совершенства. Если, к примеру, «Форд» 1916 года, который тоже представлен на фестивале, стоил около 300 долларов в эквиваленте, и его могли позволить себе многие, то «Паккард» – 3500.
После Мэйбэка эксклюзивный автомобиль с восьмицилиндровым двигателем и мощностью 106 лошадиных сил сменил четверых владельцев. В наше страну он попал лишь два месяца назад, но его уже успели признать культурной ценностью, гордится приобретением Валерий:
– Машина прибыла с целой коробкой документов: там и все свидетельства о прохождении техосмотра, и счета за обслуживание. Это позволит изучить историю «Паккарда» более досконально.
Все, кто не успел увидеть необычное авто, смогут сделать это на «Олдтаймеръ Ралли Минск – 2019», которое пройдет в начале июня, обнадеживает Валерий:
– Во время ралли проведут конкурс элегантности – жюри оценит, насколько наряд владельца соответствует эпохе, когда была выпущена машина. Лично я костюм уже заказал.
***
– В каком состоянии попала к вам эта машина?– Если честно, в никаком. Это, скорее, был набор запчастей.
Глядя на блестящую от полироля Alfa Romeo Giulia, в сказанное верится с трудом. Дмитрий Лейтан нашел раритетное авто 1962 года в Польше, в гараже у знакомого. Правда, состояние кабриолета было плачевным:
– Реставрировать пришлось практически все, поэтому процесс растянулся на три года. По механике старался все делать сам, а кузовные работы доверил специалистам. Сложнее всего было купить аутентичные запчасти: разыскивал их на американских и итальянских онлайн-аукционах.
Каждый день на кабриолете Дмитрий не ездит, для него это машина выходного дня:
– На дороге я всегда в центре внимания, другие водители сигналят мне, машут руками.
Для минчанина это не первый опыт успешной реставрации:
– До этого восстановил культовую «Чайку» ГАЗ-13 1959 года выпуска. Сейчас хочу довести до ума такую же, но помладше – 1974 года. Она уже ждет своего часа в гараже.
ЦИФРА «ЗН»
• Более 130 экипажей из Беларуси, России, Латвии, Литвы и Эстонии стали участниками фестиваля.
• 103 года – именно столько лет насчитывается самому старому экспонату Ford Model T.