Руль или рубль?

Обучение в автошколах, по прогнозам, подорожает на 200 — 300 тысяч
Обучение в автошколах, по прогнозам, подорожает на 200 — 300 тысяч

На рынке водительского «образования» грядут изменения: тарифы в автошколах, впрочем, как и качество обучения, должны повыситься. Президент 28 февраля подписал Указ № 131 — теперь услуги по обучению управлению механическими транспортными средствами исключены из перечня услуг, цены на которые регулируются Советом Министров. Этого решения все автошколы без исключения ждали с нетерпением. Но чем оно чревато для потребителя, то есть потенциального курсанта?

Очевидно, ему придется раскошелиться. Тарифы и впрямь слишком долго были заморожены. В автошколах без конца сетовали на подорожание запчастей, топлива, аренды... Компенсировать затраты они, увы, уже не могли. Около 30 процентов автошкол работали с нулевой рентабельностью, подсчитали специалисты Министерства транспорта и коммуникаций. А кто–то даже «ушел» в минус.

— В январе у меня было 18 миллионов рублей убытка, — вздыхает директор известной минской автошколы ЦАУК Виналий Клышевский. — Теперь нам дали возможность самим устанавливать тарифы. Конечно, хорошо!

Словом, отпустить тарифы было нужно. Это вопрос выживаемости автошкол. «Но не взвинтят ли там сейчас цены до небес?» — опасаются все, кто собирается сесть за руль.

— Нет, конечно. Высокая стоимость отпугнет клиентов, большая часть которых — молодые люди, — уверяют в автошколе «Трансавтосервис». — Нам самим это невыгодно.

— Кроме того, у нас есть механизм сдерживания неоправданного роста платы за обучение. Все автошколы должны будут регистрировать тарифы в местных исполнительных органах власти или вышестоящих организациях. К примеру, автошкола при БНТУ — в Министерстве образования, — замечает начальник отдела по безопасности на транспорте и лицензированию Минтранса Павел Божанов.

По прогнозам, в среднем тарифы на обучение повысятся на 200 — 300 тысяч. Однако достаточно ли этой суммы? Не начнутся опять поборы? Поговаривают, раньше курсантам настоятельно рекомендовали купить диск с обучающей программой, советовали взять дополнительные занятия, иначе, мол, не сдашь «выпускной» экзамен. Во всяком случае, следить за этим будут особенно строго.

— Поблажек во время проверок не будем делать никому, — подчеркивает Павел Божанов. — Более того, мы хотим инициировать еще одно новшество. Намерены поставить условие, что учебное авто не должно быть старше десяти лет.

Действительно, начинать водительскую карьеру со старых добитых «девяток» и «шестерок» без гидроусилителя — сплошное мучение! Вообще, для автошкол не должно стать сюрпризом, что вскоре после отмены фиксированного тарифа им предъявят новые требования.

— Возможности автошкол должны расшириться, — продолжает Павел Божанов. — Руководители многих из них говорят, что готовы увеличить набор, арендовать новые классы, обновить парк учебных машин...

Возможно, это поможет решить, к примеру, проблему сумасшедших очередей (сейчас в некоторые автошколы записываются за 8 месяцев). Пока спрос сильно превышает предложение. Но дефицит услуг автошкол на рынке можно решить и по–другому. Автомобильные дилеры, как и «Атлант–М», могли бы открыть свои автошколы. Пусть это не самый прибыльный бизнес, но зато какая реклама марки!

Хотелось бы, чтобы в конце концов изменился и принцип обучения. По–прежнему курсантов банально натаскивают на сдачу экзаменов в ГАИ, а не учат ездить по городу, ориентироваться в плотном потоке.

Кстати

Почти три месяца назад курсанты автошкол начали сдавать на водительские права по–новому. На площадке теперь достаточно только заехать на эстакаду. Зато увеличилось время вождения в городе. Какой эффект дало новшество?

— Ожидаем, что автошколы коренным образом поменяют методы работы, — говорит заместитель начальника УГАИ МВД Игорь Ваницкий. — Водитель–новичок должен уверенно чувствовать себя в плотном потоке, ориентироваться в городских условиях или на трассе. Примерно через год увидим по статистике ДТП, как изменили подход инструкторы по вождению. Кстати, сейчас вновь хотим внести изменения. Вскоре специалисты межрайонных экзаменационных отделов ГАИ каждый день будут объявлять, что сегодня сдают кандидаты на водительское удостоверение — диагональную парковку, так называемый «тещин дворик», эстакаду или заезд задним ходом в бокс.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter