Оценивать работу руководителей хозяйств будут по прибыли

«Руководители хозяйств более чем кто-либо заслуживают бонусов»

Оценивать работу руководителей хозяйств будут по прибыли в расчете на балло-гектар сельхозугодий
ОЦЕНКА работы руководителя не по валовым показателям, а по прибыли в расчете на балло-гектар сельхозугодий уже сама по себе должна заставить сельхозпредприятия делать акцент на экономике. А распределение значительной части прибыли в виде бонусов между директором, специалистами и коллективом — стать серьезной дополнительной мотивацией. Но прежде чем делить прибыль, ее еще нужно получить. Для многих «лежачих» хозяйств эта задача пока не по силам. Почему и что этому мешает? Об этом наш корреспондент беседует с членом консультативного совета при министре сельского хозяйства и продовольствия, директором КСУП «Брилево», Героем Социалистического Труда Аркадием КОБРУСЕВЫМ.

Аркадий КОБРУСЕВ— Несмотря на видимые и действительно значимые успехи белорусского АПК, настораживает, что финансовое положение сельхозпредприятий из года в год остается сложным и неустойчивым. В 2014 году количество хозяйств, получивших убыток от реализации продукции и низкую рентабельность продаж (менее 5 процентов), увеличилось с 632 до 742. В Витебской области таких организаций более 80 процентов от общего количества, Минской — более 70. На 1 декабря 2014 года финансовые обязательства хозяйств достигли 73 триллионов рублей и возросли почти на 8 триллионов, или 12 процентов. Просроченные обязательства — 10 триллионов, на 3 триллиона больше.

— Аркадий Тарасович, почему, на ваш взгляд,  более семи сотен хозяйств так и не могут выкарабкаться из постоянных долгов? 

— У каждого такого предприятия своя история, свои причины, по которым оно оказалось в сложной экономической ситуации.  Но нельзя не сказать и о постоянно возрастающих объективных трудностях. Даже оставив за скобками капризы погоды, мы имеем постоянный рост цен на семена, удобрения, топливо, газ,  ветпрепараты, запчасти и так далее. За 2011—2014 годы цены выросли в 2,5—3 раза, а реализационные цены на сельхозпродукцию увеличились в 1,5—1,8 раза. Это уже несопоставимо. Добавьте сюда изменения конъюнктуры внешнего рынка, ограниченные возможности по оказанию и сокращению прямой господдержки сельхозпроизводства, что, безусловно, усложняет условия нашей работы. Но даже та доля господдержки, которую мы получаем, транзитом уходит промышленности и компаниям, занимающимся поставкой комплектующих для производства сельхозпродукции. Поэтому главное в повышении экономической эффективности АПК — решение вопроса о переходе на эквивалентный товарообмен, основанный на подлинно рыночных отношениях.

— Многие критики села утверждают, что в Беларуси и так господдержка гораздо выше, чем, скажем, в России или Казахстане. 

— Даже в экономически развитых странах аграрный сектор рассматривается как система, не способная к саморегулированию, а средства, выделяемые на поддержку, — как компенсация потерь отрасли в условиях нестабильности рынка. Размер ее может достигать 70 процентов стоимости произведенной продукции. Это к вопросу о господдержке в нашей стране. Другое дело, что надо усовершенствовать ее механизм. Крайне важно решить вопрос об авансировании или выделении беспроцентной ссуды сельхозпредприятиям в осенне-зимний период, когда вкладываются огромные денежные затраты в производство будущего урожая, а выручки полгода нет. 

— Баланс интересов производственников и управленцев — острая тема?

— Погоня за валом сужает поле для маневра и руководителя хозяйства, и местной администрации. Нередки случаи, когда предприятие может с большей выгодой реализовать излишки пшеницы или молодняк на откорм в соседний район, область, но получает на это запрет. Когда главной станет прибыль, администрации придется искать источники для ее роста, а не валовых показателей. В таком случае всех будет интересовать увеличение выручки и снижение себестоимости, что невозможно без более рационального подхода. 

Еще одна головная боль — с каждым днем все больше и больше вышестоящие организации запрашивают, скажем так, познавательную информацию и отчетность, не предусмотренную статистической. В день приходит от 5 до 6 телеграмм с приложением на 2—5 листах различных таблиц с пометкой «срочно». Отвлекаясь на удовлетворение чьего-то любопытства, специалисты не в состоянии своевременно сосредоточиться на вопросах, необходимых для принятия управленческих решений на месте. 

— Аркадий Тарасович, кому как не вам знать, что судьба хозяйств лежит на плечах руководителя. Чаще всего предприятие попадает в число отстающих, в том числе и из-за неграмотного руководства. Молодые специалисты не очень-то хотят оставаться на селе. Как и чем их мотивировать? Хуже того, до сих пор работа в АПК считается непрестижной. И тому есть основания…

— Думаю, основная проблема села кроется в кадрах. В хозяйствах не хватает зоотехников, ветврачей, механизаторов, да и толковых руководителей найти непросто. А те, что есть, не всегда с полной ответственностью относятся к работе, отсюда и проблемы. Многие оказались не готовы работать в новых условиях с учетом ввода и реконструкции молочно-товарных ферм, которые оснащаются современным оборудованием. Но есть и объективные причины тому, что люди не желают работать в сельхозпроизводстве. 

Есть молодые способные специалисты, но они не хотят быть руководителями. Те же, кто попробовал, довольно быстро разочаровываются и стремятся уйти на другую работу. Среди причин, по которым молодежь больше не манит кресло руководителя, — ненормированный рабочий день, отсутствие выходных, высокая ответственность, не всегда адекватный уровень доходов и, наконец, достаточно туманные перспективы по завершении карьеры. В то же время их однокашники, работая в городе в коммерческих структурах, могут иметь все социальные блага, включая выходные, приличный заработок, а главное — значительно меньший уровень ответственности. Возможно, с введением бонусов, системы поощрения руководителей и специалистов ситуация изменится. 

— Какие это могут быть бонусы?

— Например, беспроцентный кредит на строительство жилья. Учитывая, что у руководителя и специалистов хозяйства ненормированный рабочий день — работают они практически в течение года без выходных, имеют стаж более 20 лет в этих должностях, — почему бы их не приравнять к госслужащим, чтобы они могли получать более высокую пенсию? 

— Высокие торговые наценки на продукты питания набили оскомину и у покупателей, и у сельхозпроизводителей. Что делать?

— Считаю необходимым на государственном уровне установить пределы торговых наценок — в оптовой торговле не более 6—7 процентов от цены производителя, розничной — не более 15—20 от оптовой цены. За нарушение — изъятие всей партии в доход государства. 

— Да, коротко и ясно. Спасибо, Аркадий Тарасович, за интересный и полезный разговор.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter