Руководитель — новый

Позитивные изменения в системе образования очевидны. Так, доля государственных расходов на финансирование отрасли выросла с 6,2% в 2000 году до 6,9% в 2004-м от ВВП, что позволяет успешно проводить реформы. Улучшилось материальное положение учителя – средняя зарплата занятых в отрасли на конец прошлого года составила 175 долларов США.
Позитивные изменения в системе образования очевидны. Так, доля государственных расходов на финансирование отрасли выросла с 6,2% в 2000 году до 6,9% в 2004-м от ВВП, что позволяет успешно проводить реформы. Улучшилось материальное положение учителя – средняя зарплата занятых в отрасли на конец прошлого года составила 175 долларов США. Выросли студенческие стипендии. Разумеется, в основе этих изменений лежит стабильно работающая экономика, подчеркивалось на 4-м съезде Белорусского профсоюза работников образования и науки, который состоялся в Минске. Правда, в своем отчетном докладе его лидер Тамара Чеботова больше говорила о нерешенном, чем о достигнутом. В списке проблем, над которыми предстоит работать, — увеличение зарплаты молодым педагогам и возвращение льгот сельским учителям, сокращение нагрузки для воспитателей детских дошкольных учреждений и создание новых рабочих мест для попавших под сокращение педагогических работников, соблюдение законодательства о труде при заключении контрактов. Делать это отраслевому профсоюзу придется уже с другим руководством – новым председателем ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки на съезде был избран Андрей Лукьянович, занимавший пост начальника управления образования Гомельского облисполкома. Светлана ПАВЛОВА Свидель, который всегда с тобой Можно представить изумление сельского воришки, умыкнувшего топливо из бака колхозного трактора, когда на следующий день председатель подробно рассказал ему, где, когда, как и при каких обстоятельствах было совершено хищение. Казалось бы, механизатор позаботился о том, чтобы все происходило без свидетелей, и даже придумал, как, растянув слив топлива на часы, обмануть электронику, которую эти столичные умники смонтировали на его тракторе. Но вот поди ж ты! Бортовой компьютер, оказывается, проанализировал запись параметров и пришел к выводу, что двигатель при такой нагрузке, напряжении сети, продолжительности работы, скорости, пройденном пути и прочих обстоятельствах никак не мог опустошить бак. Отчаявшись обмануть прибор, любители дармовщины в свое время пытались и ломать его, и нашпиговывать всякой гадостью, и даже электрошокером проверять на прочность. Иногда вандализм приносил плоды, но конструкторы, втайне благодарные ворам за такое «тестирование» во время испытаний, всякий раз усиливали защиту и в конце концов довели ее до совершенства. Так в минувшем году появилась первая отечественная бортовая система контроля расхода топлива для автомобилей и тракторов – СКРТ. Инновационное белорусско-российское предприятие «Технотон», разработавшее и освоившее новинку, уже выпустило более 500 комплектов аппаратуры, которая пользуется огромным спросом у нас в стране, в России, Украине, Литве. Ведь в отличие от западноевропейских аналогов, цена которых не опускается ниже тысячи евро, произведенные в Минске приборы, в зависимости от модели, стоят 180—500 долларов, общаются с пользователями на русском языке. Система включает в себя точный датчик расхода топлива, запатентованный учеными Белорусского национального технического университета и усовершенствованный специалистами «Технотона», а также электронный регистратор с небольшим дисплеем, удачно дополняющий приборную панель в кабине. Это оборудование позволяет записывать параметры работы машины, анализировать их и отображать на экране. Во-первых, контролируется топливо – его расход, объем заправок и сливов. Во-вторых, фиксируется пройденный путь, график движения, время простоя и скорость. В-третьих, контролируется работа двигателя, то есть время его работы, обороты и моточасы. Водителю, правда, доводится не вся информация, а только та, что необходима для подбора наиболее экономичного режима эксплуатации машины, диагностики. О более подробных технических характеристиках, случаях слива или перерасхода топлива, превышения скорости, вмешательства в систему, набрав пароль, может узнать инженер, который контролирует работу водителей, или другой специалист, наделенный такими полномочиями. Причем СКРТ делает четыре параллельные записи, доступ к которым открывается разными паролями, так что проникнуть в память, чтобы всюду исказить информацию, можно, только выкрав коды у всех владельцев. Однако скрыть правду не поможет и это, поскольку четвертый канал не имеет доступа для пользователей и хранит информацию 10 лет. Впрочем, прибор может не только разоблачать, но и выручать. И были уже случаи, когда извлеченная из него информация помогала сохранить доброе имя человека, заподозренного в хищении. Наиболее востребованной система контроля оказалась в сельском хозяйстве, причем, главным образом, в западных областях, где процветает приграничная торговля горючим. Совхоз-комбинат «Мир» Барановичского района, КУСП «Совхоз «Брестский», СПК «Репля» Волковысского района, Брестский «Райагросервис», Гродненский зональный институт растениеводства и другие организации сократили благодаря покупке СКРТ потребление топлива на 10–30 процентов и в течение нескольких месяцев окупили расходы. Как и предполагалось, эффект был достигнут не только за счет прекращения хищений, но и благодаря тому, что система помогает руководителю видеть реальное время работы машин. Есть и еще один плюс, который достигается внедрением новинки. Недобросовестный механизатор, задумавший нажиться на продаже топлива, часто пашет на нужную глубину только у дороги, где качество работы может проверить агроном, а в середине поля лишь «царапает» плугами землю, благодаря чему расходует меньше горючего и создает его запас для своего тайного бизнеса. Однако эту уловку электроника разоблачает и тем самым помогает предотвращать потери урожая. Убедившись в ценности первого опыта использования СКРТ энтузиастами, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома недавно закупил 15 приборов централизованно. Если внедрение их пройдет успешно и эффект экономии подтвердится, брестчане намерены приобретать электронику для хозяйств в массовом порядке за счет областного бюджета. «Технотон» – предприятие небольшое, способное выпускать до 200 комплектов оборудования в месяц. Поэтому сейчас, когда количество заказов увеличилось и образовалась очередь, встал вопрос о передаче производства более крупным заводам. Такую готовность высказали Минский приборостроительный завод «Белвар», Минский часовой завод «Луч» и другие производители. Однако гигантам новинка, как известно, становится интересной только тогда, когда спрос будет в состоянии оправдать крупномасштабное производство. Проявил интерес к СКРТ и Минский тракторный завод, который, тем не менее, за адаптацию универсального прибора под конструктивные особенности тракторов не взялся, а попросил это сделать самих разработчиков за собственные средства. По сути, речь идет о параллельной работе над еще одной моделью прибора, на что средств у совместного предприятия пока нет. Так что в «Технотоне» уверены: в ближайший год-два бремя «раскрутки» нового товара, связанное с неизбежными финансовыми издержками, тратой времени на проведение обучающих семинаров, преодолением инерции на всех уровнях, по-прежнему будет лежать на них. В планах творческого коллектива и развитие перспективных идей, которые позволят сделать прибор еще более ценным помощником водителя. Например, в программное обеспечение уже вводятся функции обработки информации от цифровых датчиков температуры, которые позволяют контролировать температуру перевозимого груза. В начале года выпущены в опытную эксплуатацию СКРТ с GPS-приемником, которые способны контролировать маршрут движения автомобиля. Отсюда — один шаг до противоугонной системы нового поколения, наделения прибора другими дополнительными функциями, о которых, впрочем, конструкторы пока предпочитают не говорить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter