Руководить — значит отвечать

Каким требованиям должно соответствовать управленческое образование?

Каким требованиям должно сегодня соответствовать управленческое образование?

Управленцами не рождаются, ими становятся. Работать над собой, совершенствуя личные и профессиональные качества, важно, но этого недостаточно для успешного руководства людьми. Управленцев в Беларуси готовят в разных вузах, но задача у этих заведений одна — выпустить знающего, конкурентоспособного менеджера. В Академии управления при Президенте Беларуси действуют иные ориентиры, цели и подходы: воспитать не просто руководителя, а специалиста, мыслящего по-государственному. Поэтому «школу» академии проходят не только выпускники общеобразовательных учреждений, но и уже имеющие диплом о высшем образовании служащие. В любой стране управленческое образование считается элитным, а грамотный руководитель — это всегда штучный, эксклюзивный специалист. О дне сегодняшнем, перспективах и планах в этой области знаний «Р» рассказал проректор по учебной работе Академии управления при Президенте Беларуси доктор физико-математических наук, профессор Игорь ГАНЧЕРЕНОК (на снимке).

— Игорь Иванович, кто сегодня приходит учиться в академию? Спрашиваю об этом, потому что знаю, что цифры набора в учебное заведение в сравнении с другими вузами не так высоки, а конкурсы даже на платные отделения немалые. Вы имеете возможность рассмотреть каждого абитуриента, пропустить всех через сито строжайшего отбора и дать шанс поступить лишь самым достойным.

— Первый срез, который помогает нам оценить качество подготовки поступающих, — это профессионально-психологическое собеседование (ППС). Его должны проходить те, кто планирует связать свою жизнь с одной из двух наших ключевых специальностей – «госуправление и экономика», «госуправление и право». ППС помогает нам выяснить, готов ли человек в дальнейшем быть именно управленцем. Но одного лишь желания абитуриента стать им недостаточно. Важна психологическая настроенность человека, ведь руководитель — это человек общественный, и он должен обладать соответствующими способностями. Поэтому в комиссии по проведению ППС мы обязательно включаем психологов. Фактически ППС — это то же тестирование, во время которого мы обращаем внимание даже на такие детали, как поведение человека, манера его общения, внешний вид. Мелочи, нюансы могут рассказать многое о настоящем лидере.

Третья наша специальность, она достаточно нова, в Беларуси по ней больше нигде не готовят – «управление информационными ресурсами». Такие специалисты будут работать в том электронном государстве, которое мы сейчас формируем и о котором недавно говорил Президент.

Академия осуществляет весь цикл непрерывного управленческого образования, начиная со специалиста с высшим образованием и заканчивая системой повышения квалификации, включая переподготовку. Всегда много желающих поступать на уровень второго высшего образования. Здесь иные критерии отбора: на основании итогов ППС, конкурса дипломов, стажа работы. Возможно, требования к кандидатам в будущем изменятся.

— Наверное, старшее поколение действительно идет в академию исключительно за знаниями. А вот молодежь, вероятно, нередко подкупает в первую очередь президентский статус учебного заведения.

— Возможно, среди абитуриентов и даже среди студентов есть и такие. Им кажется: получу диплом — все дороги будут открыты. Но жизнь все больше заставляет нас доказывать свою значимость реальными делами и результатами. Безусловно, диплом президентской академии должен быть брендом, мы стремимся к этому. Но за этим брендом должна быть высочайшая система качества подготовки. 90 % студентов и слушателей говорят о том, что им не хватает знаний. Мы же сторонники иного подхода — компетентностного. Важно не только знание, но и умение им грамотно распорядиться. Управленец должен не просто говорить красивые слова, а реализовывать их на практике.

При компетентностном подходе мы готовим специалиста, который сможет не только поставить задачу, но и по максимуму довести ее до конца. Волевая настроенность на результат очень важна для руководителя. Теоретические схемы, какими бы хорошими они ни были, в жизни могут не работать. Поэтому мы и говорим, что в процессе обучения формируется управленческая компетенция, а в жизни и в работе она трансформируется в компетентность. Этой проблематикой мы занимаемся сравнительно недавно. Но в мире такой подход сейчас активно развивается. Например, разработаны ключевые компетенции для граждан Евросоюза, готовятся национальные рамки компетенции для отдельных государств. То есть идет процесс, и мы должны его чувствовать. Это уже определенный тренд. Поэтому известный лозунг «Кадры решают все» следует читать сегодня как «Компетентные кадры решают все». Но, замечу, в любой национальной системе образования должна быть своя специфика, традиции, ценности. Эту специфику, к слову, не отрицают никакие происходящие в мировом образовательном пространстве процессы, в том числе и Болонский.

Сейчас во всем мире высшее образование становится массовым, это уже тенденция и в Беларуси. Но за этой массовостью важно сохранить качество. Что касается академии, то здесь это качество должно быть особой марки, ведь мы готовим управленческую элиту.

— Игорь Иванович, а как определить компетентность выпускников школ в вопросах управления еще на стадии их поступления, ведь для учебного заведения это ключевой аспект при приеме?

— Измерить данный показатель помогает ППС. У ребят, которые приходят к нам сразу после школы, интересуемся, насколько активны и результативны они в общественной жизни. Ведь в школе очень много дел, мероприятий, которые помогают выявить неформальных лидеров. Именно этих ребят мы хотим привлечь в академию. Компетенция лидерства очень важна для управленца: это отсутствие страха перед принятием нужного и важного решения, желание и умение повести за собой людей. О лидерских качествах также свидетельствует восприимчивость человека ко всему новому.

— Во время обучения в академии эти важные качества лишь совершенствуются. Что еще вы закладываете в своих выпускников?

— Многие воспринимают слова «менеджер» и «руководитель» как синонимы, но это не так. Известный профессор Питер Друкер, один из гуру современного менеджмента, сказал очень правильно: «Мне больше не нравится слово «менеджер», поскольку оно подразумевает наличие подчиненных. Я обнаружил, что в последнее время все больше использую слово «руководитель», подразумевающее ответственность за ту или иную область деятельности». Задача менеджера — получить результат любыми средствами, он эксплуатирует то, что уже создано. Руководитель в первую очередь всегда должен думать о людях. И он ни при каких обстоятельствах не должен делать того, что навредит людям, стране.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter