Руководить — не руками водить

Должности топ-менеджера (директора, заместителя, главспеца) во всем мире считаются престижными и высокооплачиваемыми и при этом... практически лишенными риска. Но так ли это на самом деле?

На престижное кресло порой трудно найти достойного претендента


В рейтинге самых опасных профессий, ежегодно публикуемом американским журналом «Форбс», — пилоты гражданской авиации и лесорубы, моряки и строители, фермеры и таксисты. Именно эти люди чаще всего гибнут на рабочих местах. Европейская лестница рискованных специальностей от американской отличается несильно: те же моряки, строители и водители... А вот искать в этом списке руководителей — зря терять время. Должности топ-менеджера (директора, заместителя, главспеца) во всем мире считаются престижными и высокооплачиваемыми и при этом... практически лишенными риска. Но так ли это на самом деле?


Аргумент для босса


В феврале прошлого года на территорию предприятия, некоего ЧУП, где раньше трудился, заглянул по старой памяти Евгений Мирович (имя и фамилия изменены). Нетрезвый и обиженный на судьбу–злодейку. Месяц назад 38–летнего работника уволили по статье, застав на работе пьяным. Тот, поскитавшись по возможным нанимателям и везде получив отказ, затаил зло на руководителя фирмы. Мол, он уволил — он во всех грехах и виноват. С собой Мирович прихватил нож. Для храбрости принял «на грудь» не рюмку и не две — бутылку водки! Акт мщения закончился ударом ножа в шею главного инженера предприятия — того самого и.о. директора, который Мировича и уволил... Инженер остался жив, не одна неделя ушла на лечение. А Мирович следующие 8 лет по приговору суда проведет за решеткой. Такая вот грустная история. И, к сожалению, — не единственная!


В производственном цехе одного из барановичских предприятий, включив сварочный аппарат, собирался приступить к работе водитель. Допуска к производству таких работ он не имел. На просьбу мастера покинуть цех отреагировал по меньшей мере странно — ударил того в живот. Итог — суд, штраф, лишение премии.


А вот еще история, рассказанная мне в одной из организаций. Мужу руководительницы названивала некая дама, ехидным шепотком со скабрезными и отвратительными подробностями рассказывая, как «директриса» развлекается «на стороне». Супруг начальницы в ярости бросал трубку, его жена плакала и оправдывалась. Дело чуть до развода не дошло. Нашла телефонную «террористку» милиция, выяснив, что из автомата рядом с учреждением названивает... мстительная сослуживица, метившая когда–то в директорское кресло.


Как видно, у работы «в должности» бывает не только сладкий вкус...


Я в директора пошел


— Возглавляю предприятие уже 30 лет, — рассказывает директор микашевичского «Спецжелезобетона» Василий Басевич. — Но все эти годы требования к дисциплине у меня одни и те же: пьяницам, рвачам, ворам здесь нет места. Люди твердо знают, за что могут быть уволены. Поэтому и конфликтов в коллективе сейчас несоизмеримо меньше.


И все же года 4 назад конфликт между директором и уволенным им работником дошел до суда. Директор настоял, чтобы слушание дела проходило на предприятии и при полном зале зрителей. Суд признал действия руководителя правомерными. А коллектив дружно поддержал своего руководителя.


И в этом нет ничего удивительного. Практикующий психолог, преподаватель кафедры психологии Барановичского государственного университета Ирина Бородич уверена: если руководитель спокоен, тактичен, умеет доказать свою правоту и, кроме этого, тщательно продумывает вопросы собственной защищенности, опасность возникновения неприятных инцидентов сводится практически на нет.


— Директорская ответственность велика, ведь за каждым решением стоит чья–то судьба. Я даже учебники по психологии постоянно перечитываю, чтобы не рубануть порой сплеча... — признается Василий Басевич. — Ситуация быстро меняется. Управленческие решения, которые еще вчера шли на ура, сегодня можно списывать в утиль. А подчиненные это не всегда понимают... Может, поэтому так тяжело сейчас найти дельного заместителя, толкового руководителя отдела?


Нехватка руководителей — проблема не одного «Спецжелезобетона».


— Не знаю даже, где искать дельного директора, — обреченно машет рукой учредитель молодого частного унитарного предприятия, попросивший не называть его фамилию. — Вроде простые требования: порядочный, контактный, самостоятельный, а найти того, кто им бы соответствовал, никак не удается. И зарплату неплохую готов платить, но не идут, боятся ответственности...


Кто крайний в очереди?


Какая–то грустная картина получается, согласитесь. Директорская зарплата куда как привлекательна, да и заместитель получает тоже неплохо. А вот не очень–то спешат специалисты занять вакантные места. Чего же опасаются — ответственности, конфликтов?


— Ситуация парадоксальная. С одной стороны, желающих стать директорами и начальниками хватает, — заверяет начальник главного управления организационно–кадровой работы Брестского облисполкома Александр Коледа. — Таким кажется, что работа директора — сплошной праздник. Мол, кулаком по столу стукнул — и все бегом бросились исполнять распоряжение. Чего ж не поруководить? Беда в том, что, как правило, они этой должности не соответствуют. Найти хорошего руководителя сегодня очень непросто...


По статистике, лишь 5% людей имеют так
 называемую склонность «к лидерству» вкупе с коммуникабельностью и умением брать на себя ответственность. Из таких и получаются хорошие директора. Имена их, кстати, можно найти в кадровых реестрах, где перечисляются руководящие должности и кандидаты на них. На каждую — 2 — 3 человека. Есть такой и на самом высоком республиканском уровне, есть и свой в каждой области. Составляются они также на городских и районных уровнях. Кроме этих списков, существуют так называемые перспективные кадровые реестры, куда вносятся имена молодых специалистов и выпускников вузов, отлично зарекомендовавших себя во время учебы. В Брестской области, например, в такой вот «перспективной» очереди на руководящее кресло, существующей с 2005 года, — 60 человек. Список этот «живой». Кто–то туда попадает вновь, кто–то, поняв, что работа руководителя ему не по плечу, сам просит исключить его из реестра, кого–то «отбраковывают», основываясь на личных качествах претендента. Это не значит, что квалификация претендента недостаточна. Он может быть отменным специалистом, просто директорская «звезда» — не его.


По мнению Александра Коледы, хороший руководитель из списочного резерва вырастает через 5 — 7 лет — после учебы, работы со специалистами по подготовке кадров и психологами. Такой вот тернистый и долгий путь к директорскому креслу, которое, оказывается, далеко не всегда бывает мягким...


Кстати


По примеру японцев комнаты «сброса негатива», где устанавливается чучело, изображающее нелюбимого начальника, и каждый работник фирмы может выместить на нем злобу кулаками, битой или специальным молотком, обустраивают у себя и многие европейские и американские компании. Говорят, конфликтов «начальник — подчиненный» в таких компаниях становится меньше.


Компетентно


Начальник отдела информации и связей с общественностью Генеральной прокуратуры Геннадий Вертинский:


— Уголовные дела по статье «Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, исполняющего общественный долг» возбуждаются нечасто. В прошлом году прокуратурой расследовались 77 таких происшествий, в январе — марте нынешнего — 18. Правда, статистики, сколько шефов пострадало именно от рук своих подчиненных, у нас не ведется: обстоятельства конфликтов могут быть разными.


В чем причина офисного рукоприкладства? Вероятно, в том, что наша правовая культура все еще оставляет желать лучшего. Вместо того чтобы обсудить назревшую проблему спокойно, по–деловому, некоторые до сих пор предпочитают тактику выбивания зубов...


Авторы благодарят за помощь в подготовке этого материала прокурора города Барановичи Игоря Полыко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter