Рукотворное чудо

Католические храмы Беларуси: прошлое и настоящее

Мстиславль. Костел. Начало ХХ в.
Через несколько дней христианский мир отмечает Рождество Христово по католическому календарю. И Беларусь в том числе. Пограничное положение между западной и восточной культурами отразилось не только в особенностях социальной ментальности нашего народа, но и в сформировавшейся на протяжении столетий многоконфессиональной религиозной системе, где главенствующее место традиционно занимают православие и католицизм.

Католическая составляющая в культурном коде белорусов всегда была заметной и яркой. Свидетельство тому — прекрасные костелы, возведенные на белорусской земле. Все они, и небольшие, скромные, и масштабные, роскошные, будто взмывающие ввысь, строились и украшались в разных стилях. Романский, неороманский стиль — Варваринский костел в Витебске, 1785 год. Троицкий костел в Ишколди в Барановичском районе — аутентичная, сохранившаяся практически в первозданном виде поздняя готика, самый старый (до 1472 года) не перестроенный костел в Беларуси сегодня. Барокко —  Несвижский костел Божьего Тела, 1584 — 1593 годы; кафедральный костел Святого Станислава в Пинске (середина XVII века); костел Святого Иоанна Крестителя в Гольшанах, 1618 год (перестроен в 1770–х годах). Классицизм — Крестовоздвиженский костел в Бресте, 1856 год; эклектика — костел Святого Иоанна Крестителя в деревне Бенякони Гродненской области; неоготика — Кальварийский XIX века и костел Святых Симеона и Елены, 1908 — 1910 годы — в Минске, Вознесения Девы Марии, 1907 год — в Миорах. Костел Святого Иоанна Крестителя в деревне Камаи Поставского района, 1603 — 1606 годы, сочетает приемы и формы оборонительного зодчества, готики и ренессанса. Это один из нескольких белорусских храмов–крепостей. И он действительно воевал — о том свидетельствуют отметины на стенах от пушечных ядер.

Миоры. Внутренний вид костела в праздничный день. Начало ХХ в
Мы имеем право говорить и об особом стиле, характерном для здешних храмовых строений. Например, о так называемом виленском барокко (костел Святого Михаила Архангела в Ивенце). Создатель этого своеобразного, хорошо узнаваемого направления Иоганн Глаубиц в середине XVIII столетия реконструировал костел (начало XVII века) при кармелитском монастыре в Мстиславле. Также — об оборонительном зодчестве в храмовом строительстве.

К сожалению, многое из исторического духовного наследия оказалось утраченным. Время играет свою разрушающую роль. А еще больше — люди. После революции 1917 года храмы подверглись таким же репрессиям, как и сами верующие. И если здания не уничтожали в самом прямом смысле (как фару Витовта в Гродно), то действовавшая идеология старательно «зачищала» память о том, чему и как эти храмы служили веками. Так появился спортивный зал в архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии (костельные башни убрали, фасад переделали, фрески закрасили), кинозал — в Красном костеле, архив — в костеле Святого Иосифа в Минске, в пинском костеле Вознесения Пресвятой Девы Марии — клуб речных моряков. И это не худший вариант по тем временам. Мог быть и зерносклад, как в Миорах и много где еще, или ремонтные мастерские. Или могло ничего не быть. Тогда «ничего» превращало храм в безнадежные руины, скорбное безмолвие которых нарушали лишь крикливые птицы. Таких руин много на Могилевщине, посетовал викарный епископ Минско–Могилевский Александр Яшевский. Тем радостнее говорить о восстановлении храмов, о том, что ведется соответствующая работа в Белыничах. С Белыничами вообще особая история. В свое время небольшое местечко на Могилевщине называли «белорусской Ченстоховой» благодаря действовавшему там санктуарию Божией Матери. Начиная с XVIII века в Белыничи потоком шли паломники. Теперь есть планы по восстановлению санктуария, ведется поиск оригинала или хотя бы первых списков чудотворной иконы Матери Божией Белыничской, одного из самых почитаемых образов на белорусских землях.

Минск. Вид на кафедральный костел и Соборную площадь. 1918 г.

Минск. Костел на Золотой Горке. Начало ХХ в

Трудным оказался XX век для веры, порой трагичным. Но сегодня костельная жизнь в Беларуси восстановлена и развивается. О чем с удовлетворением говорил на предрождественской встрече с журналистами митрополит Минско–Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Такое же впечатление вынесли летом нынешнего года высокопоставленные европейские католические иерархи, участники пленарной ассамблеи Совета конференций епископов Европы, состоявшейся в Беларуси. В следующем году Римско–католической церкви в Беларуси предстоит совершить визит белорусских католических епископов под названием Ad limina apostolorum («Да апостальскiх парогаў») — серьезный внутренний экзамен непосредственно Святому Престолу в Ватикане и встреча с главой РКЦ Папой Франциском. По словам митрополита Кондрусевича, только Минско–Могилевская архиепархия подготовила многостраничный письменный отчет о деятельности за последние пять лет: архиепископ образно назвал это — «рахунак сумлення». А есть еще Витебская, Пинская, Гродненская епархии. Костельная жизнь в Беларуси сегодня по–хорошему бурлит. Реставрируются старинные храмы, строятся новые. Сейчас большие работы ведутся на таких знаковых объектах, как Красный костел в Минске, Будславский костел бернардинцев — один из самых известных в Беларуси, он носит почетный титул малой базилики, фарный костел в Несвиже. Несвижский храм — шедевр общеевропейской значимости, выполненный по проекту Джованни Бернардони, первый барочный костел Речи Посполитой и второй такой в мире. Его украшают уникальные, великолепные фрески середины XVIII века.

Гомель. Костел. Начало ХХ в.

Несвиж. Костел. Начало ХХ в.

В 1993 году восстановили по сохранившимся чертежам и отреставрировали с помощью государства минский кафедральный собор Пресвятой Девы Марии. В 2006 году возвращен верующим костел Святого Роха на Золотой Горке. В период Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. Тогда его отремонтировали и открыли в помещении концертный зал. В 1991 году здесь стали проводиться богослужения.

Гольшаны. Костел. 1916 г.

Пинск. Костел и монастырь. Начало ХХ в.

В 2018 году в первых числах июля пройдет Будславский фест в Мядельском районе — уже ставшее традиционным большое духовное торжество в честь Будславской иконы Божией Матери, покровительницы Беларуси. Но то — летом. А сейчас Будславский храм, как и многие–многие его собратья, находится в радостном ожидании светлого зимнего праздника. Совсем скоро здесь зажгутся рождественские свечи, зазвучат возвышенные гимны — в честь Рождества Христова, в честь небесной Покровительницы и духовного процветания страны и ее народа.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Анита, 47, беженка из г.п.Вороново и Севастополя из-за таких "властей" там и там...
Это всё,конечно,прекрасно,но почему отдали Дом кино верующим (Красный костёл) и забрали здание на К.Маркса,5,а теперь кинотеатр "Партизан",вроде бы превращённый в"Дом кино",на самом деле - просто кинотеатр один из многих и не более,который на День беларуского кино уже не первый год 17 декабря показывает имперские "Звёздные войны",чем разрушает как веру так и самое понятие независимости и суверенности нашей державы?..
Александр, 41, Минск
Многие костелы прекрасные памятники архитектуры и очень украшают современные белорусские города и села. Однако говоря об истории белорусских костелов надо не забывать, что строили их католические магнаты за деньги своих православных (униатских) крепостных. В центральных и восточных районах Беларуси в XIX веке обычным делом было, что роскошный костел посещали только богатый пан и небольшое количество шляхты, а 10000 окрестных крестьян ходило в маленькую деревянную церквушку. Это объясняет, почему иногда в белорусских деревеньках среди покосившихся домиков высятся костелы, которые могли бы стоять в Париже. Понятно, что после 1917 года ситуация резко поменялась. Кто сейчас будет содержать костелы на Могилевщине, о развалинах которых в статье сокрушается епископ Яшевский? Классическим примером этого стала ситуация с костелом в Мстиславле. Построенный орденом иезуитов на деньги Сигизмунда III, он был восточным оплотом ордена. А сейчас зачем в 10000-м городке в православном районе второй костел? Их в Минске-то 4. Показательна также судьба Красного костела в Минске. Он был построен польским магнатом Эдвардом Войниловичем, в 1990 году возвращен верующим. А пару лет назад здание верующие тихонько возвратили его государству, потому что костел находится в аварийном состоянии и ремонтировать его не что. Понятно, что закрывать его никто не собирается, но сейчас это собственность государства, так как за неимением польских панов, только оно способно профинансировать такие работы. Конечно, религиозные здания должны принадлежать верующим, но слишком мало католиков в Минске, недаром уже никто и не ставит вопрос о возврате костела Святого Иосифа, который занимает архив. Понятно другая ситуация в западных районах Беларуси. А так успехов белорусским католикам в развитии религиозной жизни, поздравляю их с Рождеством! Мой комментарий носит чисто исторический характер и никоим образом не направлен против современных католиков и костела.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?