О визите Трампа в Китай

Рукопожатие на старте большой гонки

Визит президента Соединенных Штатов в Китай впечатлил даже самых бывалых международных колумнистов. Величественный прием в декорациях Запретного города — памятника многотысячелетней цивилизации. Излучающий силу и уверенность Председатель КНР Си Цзиньпин, который только что объявил всему миру о наступлении новой эры социализма с китайской спецификой. И поистине императорский подарок, который получил президент Трамп, — Вашингтон и Пекин заключили торговые контракты на сумму 253,4 млрд долларов (это почти половина всего годового товарооборота двух стран). Еще год назад выражавший недовольство «односторонней и нечестной» торговлей Китая и США, сегодня глава Белого дома заверил Председателя Си Цзиньпина, что вместе они в состоянии решить все мировые проблемы.

Председатель КНР был столь же любезен и заявил в ответ, что «сейчас китайско–американские отношения находятся на исторической отправной точке нового этапа развития» и вместе разработана «дорожная карта» развития в будущем.

«Мы перешли от американского к китайскому веку?» — растерянно задается вопросом европейская пресса.

«Трамп уступает мировое лидерство Китаю», — вторит ей американская The New York Times.

«Си Цзиньпин предложит Трампу руководить «на двоих», — с грустью констатируют российские обозреватели.

Но происходит ли на самом деле сегодня слияние мирового лидерства в руках руководителей двух супердержав, которые так радушно демонстрировали китайско–американский консенсус? Достаточно даже самого поверхностного взгляда на международные стратегии Китая и США, чтобы понять: они не просто разные, а во многом противоположные.

Трамп провозгласил политику национализации экономики и изоляционизма, принизив значимость ООН, выйдя из торгового соглашения Транстихоокеанского партнерства, отказавшись от исполнения Парижского соглашения по климату и поставив под вопрос ключевые союзы Америки в Европе и Азии.

Си Цзиньпин, напротив, еще на Всемирном экономическом форуме в январе провозгласил Китай сторонником свободной торговли и глобализации. А на 19 съезде КПК была закреплена глобальная стратегия, согласно которой Китай предоставил пример собственного развития для разрешения проблем человечества. Так что забудьте про Кимерику, как шутливо называют финансово–экономический симбиоз двух стран, он остался в прошлом, когда Китай только набирал свою силу. Теперь мы имеем принципиально иную ситуацию.

Мне кажется, лучше всего ее отображает фотография рукопожатия Трампа и Си Цзиньпина, которую вчера распространили все мировые агентства. Обратите внимание на эти плотно сжатые губы американского лидера и сосредоточенную улыбку товарища Си. Это рукопожатие главных фаворитов гонки перед ее началом.

Да, начинается новая гонка на пути глобализации. Поначалу выгоду от глобализированной экономики получал Запад. Но в последние годы он стал чувствовать негативную отдачу от глобализации, и не случайно Трамп в выборную кампанию возмущался, что Китай обходит Америку в торговле. Связано это с тем, что другие страны, находившиеся раньше на экономической периферии, тоже начали подстраиваться под глобальные процессы и выигрывать то, что раньше выигрывали только передовые страны. Игры с нулевой суммой не получилось — если развивающиеся страны предоставляли дешевую рабочую силу, то туда же переместились и западные производства. Это то, почему Трамп объявил о возврате американских компаний на родину и выходе из глобальных союзов.

Дональд Трамп символизирует одно направление в разрешении наметившихся проблем глобализации. Это стимулирование внутреннего рынка, поощрение внутренних резидентов и разворот капитала внутрь страны.

Китай сегодня реализует качественно иную программу — за глобализацию. В ее поддержку он высказался и в Давосе перед мировым капиталом, и у себя дома на съезде КПК. Просто потому, что она выгодна китайским производителям.

Более того, за китайской моделью глобализации следуют и выгоды сотрудничества для всего мира, о чем Си Цзиньпин тоже объявил на историческом съезде КПК. Так что его инициатива «Один пояс и один путь», его стремление к созданию глобальных союзов везде, где это выгодно всем сторонам, символизируют другое направление глобализации.

Причем в отличие от Запада, который строит партнерство на собственных идеологических образцах, Китай вообще не вмешивается во внутренние дела других стран.

Какая модель окажется более эффективной? Это и покажет гонка, которая началась вчера с рукопожатия двух фаворитов. Оба лидера понимают, что глобализация таит риски и для Китая, и для США. У обоих государств есть проблемы. Но Трамп решил закрыться, изоляционировать страну и сделать Америку снова великой в одиночку. Китай попытается совместить подъем в регионе вместе с собственным процветанием. И как ни странно, друг без друга им в выполнении этих задач не обойтись.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter