Рукописи не горят?

В 1834 году поместье Гомель приобрел "герой своего времени" князь Иван Федорович Паскевич. С его личностью и личностью его жены связано немало гомельских легенд...

Князь и княгиня были редкими гостями в своем новом белорусском поместье. Но зато каждый приезд Паскевичей в Гомель превращался в настоящее событие.
О своем прибытии они извещали поднятием флага на дворцовой башне. И каждый гомельчанин знал: генерал-фельдмаршал в городе!
Каким был тот флаг, который поднимался над Гомелем по велению Ивана Федоровича? В музейных фондах сохранились фотографии гомельского дворца в момент пребывания в нем хозяев. Флаг виден отчетливо. Но судить о его цвете по черно-белой фотографии, увы, сложно. Свидетельств современников не осталось. Историки предполагают, что флаг был просто белым. Но, честно говоря, с трудом верится, чтобы фельдмаршал поднимал над своими владениями белый флаг — флаг капитуляции.
Иван Федорович приобрел гомельский дворец за огромную по тем временам сумму — один миллион рублей золотом. Это были “наградные” деньги от царя за освобождение Кавказа. Однако реконструкция поместья потребовала от князя дополнительных капиталовложений. В дополнение к дворцу он построил башню и галерею. А затем, пригласив модного польского архитектора Адама Идзиковского, разбил вокруг прекрасный парк со статуями, фонтанами и экзотическими деревьями. Поместье впечатляло своим шиком и презентабельностью. Уже после смерти фельдмаршала, в 1910 году, эксперты назовут Гомельский дворцово-парковый ансамбль одним из самых лучших и богатейших имений во всей Российской империи.
Довольно часто во дворце Паскевичей гостили выдающиеся люди эпохи. В числе прочих — высокопоставленные вельможи и великие князья. Неоднократно приезжал в Гомель и сам император. К одному из его посещений гомельского поместья относится забавный рассказ, опубликованный в журнале позапрошлого века.
...Шкловский раввин, прознав о визите императора, специально приехал в Гомель. И совершенно случайно встретил Николая I за городом — государь инкогнито выехал на прогулку. Раввин не узнал в нем царственную особу и, принимая то за полковника, то за генерала, выспрашивал у него, где и когда можно будет увидеть императора. А ко всему прочему, признался в глубочайшей преданности “Его Величеству”. Николай послушал его, подумал и “посоветовал” прибыть на следующий день в определенное место. Раввин воспользовался советом и... был поражен до глубины души. Оробевшего иудея Николай наградил золотой медалью. За преданность.
Долгое время среди гомельчан ходила легенда о другом госте дворца Паскевичей. О кузене княгини Елизаветы Алексеевны. Кузен был известным российским дипломатом и однажды написал комедию, которая ввела его в число классиков литературы. Знаменитая пьеса называлась “Горе от ума”. И звали кузена Александром Сергеевичем Грибоедовым.
Гомельские мифотворцы приписывают Грибоедову частые поездки к двоюродной сестре в Гомель. Конечно, хотелось бы верить. Но легенда, к сожалению, не совпадает с исторической действительностью. Александр Грибоедов погиб в то время, когда Гомелем еще владели Румянцевы.
Однако у легенды есть продолжение: якобы после революции 1917 года новые власти нашли во дворце подлинную грибоедовскую рукопись “Горя от ума”. Или, по меньшей мере, копию с автографом автора. Мол, Грибоедов лично подарил ее сестре.
В этой части миф пересекается с реальностью. Рукопись и поныне хранится в музее. Более того — она выставлена в экспозиции. Написанная каллиграфическим почерком и с правками на полях. Причем правки сделаны явно другой рукой.
Сотрудники музея, предположив, что эти правки — авторские, другими словами, Грибоедова, решили отвезти рукопись на экспертизу в Москву на почерковедческий факультет научно-исследовательского института при МВД. Экспертиза была до банальности простой. Специалисты института нашли в архиве подлинную рукопись Грибоедова и сравнили ее с правками в гомельской “копии”. Так был сделан однозначный вывод: эти правки не имеют никакого отношения к руке Грибоедова. Рукопись, найденная в Гомеле, выполнена в 30-е годы ХIХ века — опять же, после смерти автора. Можно было бы предположить, что эта рукопись — копия, сделанная Елизаветой Алексеевной с оригинала. Однако почерк в рукописи скорее мужской, чем женский. И, скорее всего, эта рукопись — своеобразный “самиздат”.
Что ж, возможно, Александр Грибоедов и дарил сестре Елизавете рукописный текст своей комедии. Однако в беспокойные революционные годы этот подарок мог и не сохраниться. И остается только гадать: была у княгини авторская рукопись комедии или же нет? А впрочем, не суть важно. Рукопись, хранящаяся в гомельском дворце, сама по себе имеет историческую ценность как образец “самиздата” тех времен. Тем более что комедия была запрещенной и проходила по “делу декабристов”. А в заключение добавим, что только благодаря Паскевичу автор знаменитого “Горя от ума” избежал суда и обвинения в причастности к декабристскому заговору.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter