«Руки, «оружие» и смекалка наших бойцов – нарасхват»

В СЛУЧАЕ боевых действий именно на плечи этих солдат ляжет нагрузка по восстановлению мостов, дорог и других коммуникаций, без которых, как известно, любая техника и оружие замирают. Их военный городок — деревня Лапичи Осиповичского района. Вход для гражданских на территорию части строго по пропускам. Тем не менее военнослужащие 36-й дорожно-мостовой бригады нередко находятся за пределами части. Кому помогают солдаты единственной в Беларуси самой коммуникационной бригады, узнавал корреспондент «БН».

Каков арсенал военнослужащих 36-й дорожно-мостовой бригады, отмечающей сегодня 45-летие со дня образования

В СЛУЧАЕ боевых действий именно на плечи этих солдат ляжет нагрузка по восстановлению мостов, дорог и других коммуникаций, без которых, как известно, любая техника и оружие замирают. Их военный городок — деревня Лапичи Осиповичского района. Вход для гражданских на территорию части строго по пропускам. Тем не менее военнослужащие 36-й дорожно-мостовой бригады нередко находятся за пределами части. Кому помогают солдаты единственной в Беларуси самой коммуникационной бригады, узнавал корреспондент «БН».

«Брестская крепость» позвала

Один из мостов, который возводили воины-дорожники, прославился на всю страну — он и стал съемочной площадкой фильма «Брестская крепость». Заказ выполняли для киностудии «Беларусьфильм» в 2009 году.

Трудились почти три месяца, вплоть до середины лета. Специальное задание оказалось непростым и потребовало от мостостроителей глубоких профессиональных знаний, мастерства и сноровки. Построили мост протяженностью 84 метра и под нагрузку 20 тонн.

— Под стилизованным деревянным настилом соорудили не один, а два штатных моста, чтобы достигнуть требуемой, по задумке авторов фильма, ширины — более 10 метров, — вспоминает библиотекарь Татьяна Изотова, которая 14 лет заведует абонементом и читальным залом части. В ее архивах собраны свидетельства самых сокровенных дат, выпавших из истории бригады.

— Когда возводили мост, мой сын служил в части. 2009 год выдался непростым, — добавляет Татьяна. — Сразу же после «Брестской крепости» воины-дорожники прибыли на территорию севернее Борисова, чтобы построить автодорожный мост через Березину для подготовки к оперативно-стратегическому учению «Запад-2009». Сделали в установленные сроки, хорошего качества, хотя погодные условия этому совсем не благоприятствовали. Из-за обильного дождя уровень воды в реке значительно поднялся, что весьма затруднило выполнение первого этапа задания — сооружение на воде двух свайных ростверков — мостовых опор.

Сооружение не подвело своих создателей. Пик нагрузки на мост при особо интенсивном движении подразделений показал, что испытание «по силам» переправе, наведенной мастерами армейских специальностей.

Вбили сваи — «срезали» 100 километров

Местность недалеко от деревни Первомайск Речицкого района изобилует заболоченными и песчаными участками. Правда, по прогнозам геологов, она таит в своих недрах большие богатства. Ученые полагают, что где-то там, на огромной глубине, имеются залежи белорусской нефти. Однако добраться до «пункта назначения», где есть нефть в тверди земной, в этом крае не так-то просто. Поэтому специалисты Белорусского государственного концерна нефти и химии обратились за помощью к армейцем.

Для строительства временного моста через реку Снедь и подходов к нему личным составом 77-го отдельного мостового железнодорожного батальона 30-й отдельной краснознаменной железнодорожной бригады построен наплавной автодорожный мост длиной 40 метров. Через него перевезли сотни тонн грунта для отсыпки насыпи на противоположном берегу, и только потом военнослужащие установили сваи под опоры временного 60-метрового автодорожного моста.

Возведение монолитных насадок опор и монтаж пролетного строения автодорожного моста в кратчайшие сроки выполнили военнослужащие 36-й дорожно-мостовой бригады. Их работу оценивали и принимали уже на завершающей стадии, во время проведения учебного сбора, офицеры-мостовики из других подразделений.

Второй временный автодорожный мост установлен уже на капитальных опорах, что существенно увеличивает возможности грузоперевозок. Его длина — 61 погонный метр, длина пролетного строения — 55, ширина проезжей части — семь погонных метров, грузоподъемность — до 90 тонн. При этом мост имеет металлические пролетные строения, что гарантирует и дополнительную прочность, и безопасность. К тому же благодаря конструкции путь стал ближе на 100 километров.

Мост такого типа на территории нашей страны последний раз возводился в далеком 1974-м. Его строительство стало вкладом Вооруженных Сил в государственную программу импортозамещения.

Кроме возведения мостов, бригада занимается строительством дорог. В 2012-м выполнен большой объем программы «Дороги Республики Беларусь». С мая по июль велся монтаж опор на автодороге М-5 Минск—Гомель у деревни Сычково Бобруйского района. Работы заказал Спецмостострой для строительства путепроводов по развязке Бобруйской кольцевой дороги. Под руководством командира 2-й монтажной роты мостового батальона старшего лейтенанта Дениса Гладкого бойцы сделали монтаж 25 опор.

Схожую задачу подразделение выполняло в сентябре—октябре в Березе. Бойцы Дениса Гладкого смонтировали 6 опор для усиления путепровода на пересечении автодороги М-1 с Р-146 на Белозерск. Реконструировали для подвоза турбин на Белозерскую гидроэлектростанцию.

Уничтожить нельзя, создать!

— Руки, «оружие» и смекалка наших бойцов нарасхват в народном хозяйстве, потому что мы не поражаем, не уничтожаем, а, наоборот, строим, восстанавливаем, создаем! У дорожных служб оперативно монтировать конструкции и так же быстро разбирать их нет возможности. Они обращаются к нам, — рассказывает корреспонденту «БН» командир части подполковник Дмитрий Лукерин. — Конечно, техника далеко не новая — досталась в наследство от Советской Армии. Но подвижной состав постепенно обновляем. Недавно поступили машины, они вбивают одновременно 4 деревянные сваи-опоры для моста. Теперь за неделю можем навести мост, например, через Днепр. С учетом подготовительных работ.

Когда к нам приходят новобранцы, из них нужно сделать монтажников, мостовиков. Возможности для подготовки их на территории части не совсем подходящие. Зачем разворачивать мост, когда он не будет использоваться? Другое дело — устанавливать его на реальном объекте, где река. Транспорт ждет дороги через водную гладь. Боец видит и понимает возложенную на него ответственность. При этом, как в любой воинской части, важна боевая подготовка. У солдат 60 часов начальной — огневая, физподготовка, идеологическая, строевая.

На плацу

12.00 дня. На плацу недавно прибывшие новобранцы, солдаты-срочники. 20-летние ребята в основном из Могилевской области. До присяги далеко, они постигают азы военной науки, ходят строевым шагом, отдают воинское приветствие. Руководит «армейским процессом» младший сержант Вадим Козловский. Судя по тому, сколько ошибок совершают новобранцы, первые шаги им даются нелегко.

— Рядовой Ширяев, выйти из строя на два шага…

Солдат неуверенно шагает, ошибается в движениях. Наставник поправляет ученика терминами.   Со второй попытки рядовой выходит из строя без нарушений. Точно выполняет дальнейшие команды «кругом», «налево», «направо»…

В парке боевой техники солдаты готовят ее  к выезду на учебный полигон «Репище» под Осиповичами. Многие из них служат недавно.

Андрей Мартынчик из Шкловского района. Призвался полгода назад:

— Служба нравится. По специальности — водитель-крановщик. Уволюсь, восстановлюсь по профессии, — делится планами парень.

Андрей Панасенков из Бобруйска. Он скреперист:

— В скрепер вмещается 8 кубометров песка — серьезная и большая машина. На реальных объектах еще не работал, но теоретически свои обязанности знаю. Уверен, что смогу вывозить и выкладывать грунт ровным слоем. Нравится работать с техникой. Когда призвали в армию, хотел именно в транспортные войска, — поясняет солдат.

Остальная часть техники в «Репище» работает с 16 апреля. Чем занимаются на полигоне солдаты, когда тот еще не подготовлен к тренировкам, корреспондент «БН» узнал на месте готовящихся баталий.

— В сентябре сюда прибывают представители Таджикистана, Армении, Узбекистана, России. Будут проводиться стратегическое учение и учение коллективных сил оперативного реагирования, — рассказал подполковник Дмитрий Лукерин.

Какие маневры осуществят военные на полигоне, пока держится в секрете. Но то, что в «Репище» строят городок с инфраструктурой и коммуникациями, сомнений не вызывает. Недалеко от КПП разместится палаточный городок военнослужащих Российской Федерации.

— Выполняем задачи, поставленные министром обороны, начальником Департамента транспортного обеспечения. Задействован дорожный взвод мостового батальона. Разрабатываем карьеры, с них подвозим песок, профилируем участки дорог, — рассказывает заместитель командира бригады, главный инженер Александр Бобченок. — Раньше здесь стоял густой лес, были крутые овраги. Лес вырубили, площадку подсыпали. Представители тыла проверяли — темпы работ их удовлетворяют. Закончить площадку время позволяет. К слову, она размером в 30 тысяч квадратных метров, объемы необходимого песка — 20 тысяч кубических метров. Кроме жилых палаток, появится и отдельная со стиральными машинами, душевые, умывальники. Проведут электросеть, обнесут забором.

Это не последний объект, который предстоит возвести военнослужащим бригады в 2013 году. Они примут участие в  наведении и содержании временного автодорожного моста длиной 240 метров через реку Днепр в Могилеве, монтаже временных опор на автодороге М-5 Минск—Гомель.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Минск — Осиповичский район — Минск

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter