До 10 гектаров посевов в каждом сельхозпредприятии губят «самонарезные» стихийные дороги

Руки не доходят, а люди не доедут

ВЕСНА в деревне — не только посевная. Сошедший снег обнажил беспорядок на земле, улицах, подворьях. А состояние дорог?.. Как много предстоит сделать, чтобы привести в надлежащий вид то, что за зиму пришло в негодность, можно судить уже по одному факту: практически ни одна из прямых линий, которые проводятся в эти дни в райисполкомах и облисполкомах, не обходится без жалоб на разбитое дорожное полотно, невозможность добраться до некоторых населенных пунктов.  Эта тема — в репортажах корреспондентов «Сельской газеты».



Бессовестно топчут хлеб


СНАЧАЛА может показаться, что эта тема несколько надуманная — ну зацепил водитель пару квадратов пашни, объезжая непроходимую лужу…  Точно так думают и сами водители, срезая путь по засеянному полю, — мол, невелик урон. На самом же деле метры складываются в сотки, сотки — в гектары. А кто учтет восстановление в следующем году утрамбованной колесами пашни, которую плуг в один проход  не берет?

НАПРИМЕР, в ОАО «Экспериментальная база «Спартак» Шкловского района самые болезненные «рубцы и шрамы» на полях оставляет большегрузная техника Могилевского лесхоза. Большегрузы часто просто варварски прокладывают путь прямо по полям, нанося серьезный урон как урожаю, так и самой пашне.

— Понятно, добраться до удаленных участков леса трудно, но  с лесхозами необходимо вырабатывать корпоративные правила взаимодействия, — считает директор «Спартака» Сергей Крупенько. — Пока прецедентов такого взаимодействия не было. Не говоря уже о возмещении ущерба. Пока не забрасаем лесхоз письмами с фотографиями изрытых глубокими колеями полей. В лучшем случае после потока наших обращений грейдер пройдется. Лесхозам необходимо согласовывать с сельхозпредприятиями оптимальные линии движения транспорта. 

В ОАО «Хотимский технокомплекс» тоже поля нередко искромсаны. По словам директора Виталия Солдатенко, по весне чаще всего по полям автомобили прокладывают путь  перед Радоницей. К примеру, в  деревню Борки, где уже несколько лет никто не живет. Проселочных дорог к таким населенным пунктам не осталось — это, вероятно, забота и упущение местных властей. 

— Ситуация со стихийным накатом дорог на сельхозугодьях пока остается патовой, — утверждает Виталий Солдатенко. — Сельхозпредприятия на каждом поле сторожа не поставят, ни землеустроительные службы, ни экология тоже за этим не уследят. Пока мы смиренно берем на себя издержки. Остается только взывать к совести людей. Ведь даже глубокую колею можно объехать аккуратно, не травмируя посевы. 

Пригородное сельхозпредприятие Могилевского района ОАО «Полыковичи» тоже эта беда не миновала. Поля  ухоженные, а по иной дороге сложнее проехать, чем по пахоте. От шкловской трассы к Полыковичам, к примеру, есть участок насыпной дороги, где на полтора километра столько ям и колдобин, что двигаются автомобили по ней со скоростью не больше 20 километров. Вот и выруливают предприимчивые водители на выровненные угодья, где разогнаться можно до восьмидесяти. И по ухабам разбитой дороги до деревни Коминтерн, что в самом пригороде Могилева,  не спешат вести машину — уже накатали колею по посевам озимого рапса. Безусловно, ДРСУ, в ведомстве которых находятся проселочные дороги, должны содержать их в порядке, но руки и техника чаще туда не доходят.

— Мы, аграрии, можем лишь увещевать людей, у которых хватает разума проехать по хлебному полю, — поделился обидой заместитель директора ОАО «Полыковичи» Геннадий Давыдов. — Память подсказывает прекрасный пример, где хозяйство справилось с этой проблемой. Еще лет 15 назад я побывал в гродненском хозяйстве «Прогресс-Вертелишки». И был удивлен ровными проселочными дорогами, над которыми колосья нависали, как на картинке. А секрет был в том, что в  хозяйстве собственный грейдер ежедневно выходил на объезд проселочных дорог у полей и выравнивал их, чтобы у водителей даже мысли не возникало заехать на пашню. Сегодня вряд ли есть хозяйство на Могилевщине, которое смогло бы взять на себя содержание дорог, окаймляющих поля. Остается увещевать водителей, повторяя, что не по совести это — по хлебу ездить.

Диана ГАРАНИНОВА, «СГ»

gardiana69@gmail.com


Денег хватает только на заплатки


В АГРОГОРОДКЕ Мотоль Ивановского района тяжелой техники на улицах не увидишь. В  местном сельхозпредприятии  это объясняют тем, что для таких машин есть объездные дороги. Ведь ремонт асфальтового покрытия, особенно после зимы или весенней распутицы, обойдется в такую копеечку, что себе дороже. 

НАВЕРНОЕ, поэтому ни на одной из улиц не заметно выбоин.  Благоустройством, по словам председателя Мотольского сельисполкома Сергея Пилиповича, занимаются постоянно. Но не так, чтобы каждый сезон латать дыры, а добротно, с расчетом на долгий срок. В нынешнем году, например, планируют проложить тротуар от второй школы до больницы. Расстояние около полукилометра. К фестивалю «Мотальскія прысмакі», который должен пройти нынешним летом, новая аллея станет прекрасным подарком и местным жителям, и приезжим гостям. Осталось лишь реализовать задуманное. 

В деревне Приборово Брестского района о тротуарах даже не мечтают. Их людям заменяют обочины. Лет пятнадцать назад по центральной улице проложили асфальт. С тех пор дорогу капитально не ремонтировали. Всякий раз с приходом весны ограничиваются латанием дыр, которых с каждым годом все больше и больше. Возле магазина легковые автомобили и маршрутные такси вынуждены съезжать на обочину, двигаться там, где ходят люди, потому что асфальтовая дорога превратилась в сплошную полосу препятствий. Габаритная техника проходит по ней, еще больше разбивая твердое покрытие, напоминающее решето. Можно ли ее пустить в обход?

Да, можно, полагают сельчане. Рядом с Приборово расположено шоссе. Но и оно на отдельных участках давно без капремонта. Водителям так или иначе приходится ехать по ухабам, выбирая дорогу через деревню или в объезд. Если сейчас на главной улице опять проведут ямочный ремонт (у дорожников пока руки до него не дошли), то «залатанный»  асфальт все равно прослужит недолго. 

— Целесообразно ли раскошеливаться на такой ремонт каждый сезон, если его объемы становятся все больше и больше? — задает резонный вопрос житель Приборово Василий Дорошук. — Нельзя ли взяться за восстановление дороги таким образом, чтобы не возвращаться к одной и той же проблеме вновь и вновь? 

В ДРСУ-138 КУП «Брестоблдорстрой», которое обслуживает дорогу, отмечают, что на сплошное асфальтирование не всегда хватает денег. Заместитель начальника Александр Науменко рассказал, что таких проблемных участков на территории Брестского района осталось немного.  Дороги в населенных пунктах постоянно приводят в порядок. В том же Приборово нынешней весной подсыпали гравием улицы Полевую и Лесную. Главную дорогу тоже будут восстанавливать. В первую очередь здесь запланирован ямочный ремонт. Лишь на самых проблемных участках уложат сплошной асфальт. Специалисты ДРСУ-138 готовы гарантировать, что прослужит он не один сезон. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru

К ферме только в сапогах


ВЕСНА проявляет на прочность в первую очередь дороги. В том числе к животноводческим фермам и сенажным траншеям,  где движение техники наиболее интенсивное.  На Витебщине в этом отношении сделано немало: в большинстве своем подъезды к этим объектам или заасфальтированы, или  сделаны устойчивые гравийные дороги. 

ОДНАКО после  прохода тяжелых энергонасыщенных тракторов тот же асфальт ломается, а обычные дороги разбиваются. Так, в Шумилинском районе сотрудники Государственной межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республике Беларусь совместно с районной прокуратурой провели рейд по животноводческим фермам хозяйств ОАО «Агроборовинка», «Придвинское», «Ловжанский», КУСХП «Ульский», «Сиротинское». Проверяли правильное хранение органики, обратив попутно внимание и на  подъездные пути. Например, до фермы в ОАО «Ловжанский» можно было добраться лишь в резиновых сапогах.

Мы связались с Андреем Кузнецовым, который в одном лице исполняет обязанности начальника Шумилинского райсельхозпрода и  является заместителем начальника  по животноводству. Он объяснил, что нарушения устранены. По распоряжению руководства района  дорожная организация ДЭУ-204, грейдируя сельские гравийные дороги,  приводила в порядок и пути к фермам, и объезд вокруг них. Кое-где сделана подсыпка. Правда, вчера в Шумилинском районе выпало от 5 до 10 сантиметров снега, образовалась слякоть и что-то  придется переделывать заново.

Владимир САУЛИЧ, «СГ»

saulich@bk.ru

У бюджета сколько ни проси – получишь меньше


КАЖДЫЙ водитель, едва выехав на дорогу между речицкими деревнями Горваль и Узнож, сразу же чувствует, как на ухабах начинает стучать подвеска, и тогда он снова вспоминает недобрым словом дорожников. Сергей, водитель с 15-летним стажем, уверяет, что и на некоторые другие дороги в области сейчас больно смотреть:
    — Каждую весну проводят ямочные ремонты. Но толку ноль. Сегодня выровняли, а завтра опять ремонтировать надо. Такой, с позволенья сказать, ремонт никуда не годится.

Обслуживанием дорог и улиц населенных пунктов Речицкого района (за исключением Речицы, Василевичей и Заречья) занимается ДРСУ-114. Директор управления Владимир Качанов с этими проблемами знаком.

— Автолюбители платят госпошлину и хотят, чтобы качественное асфальтобетонное покрытие было везде, — поясняет Владимир Валерьевич. — Но таких средств у «Гомельоблдорстроя» нет. Для примера скажу, что один километр нового покрытия при капитальном ремонте стоит порядка трех миллиардов неденоминированных рублей… Что касается автодороги Горваль — Узнож, протяженность которой до 15 километров, то ее ремонт запланирован на апрель. Эта цементобетонная дорога была построена в 1986 году и давно ждет своей очереди. Но на все и сразу, повторюсь, средств не хватает.

Ситуацию, считают дорожники, обострила ликвидация в 2009 году единого дорожного фонда, который формировался за счет акцизов с бензина и налогов при покупке автомобиля. Это привело к тому, что буквально за несколько лет физические объемы работ по капитальному ремонту дорог в целом по республике сократились более чем в 15 раз, а по текущему — в два раза. Правда, три года назад было найдено альтернативное решение — госпошлина на допуск транспортных средств к участию в движении, которая выплачивается до прохождения техосмотра. Средства госпошлины целевые, предназначены непосредственно для строительства и ремонта дорог. В прошлом году за средства госпошлины ДРСУ-114 отремонтировало мост на автодороге Василевичи — Рассвет, участки дорог Речица — Горваль — Василевичи, Леваши — Короватичи через Андреевку и другие. Всего в минувшем году освоено более миллиарда 865 миллионов деноминированных рублей госпошлины.

— Обычно в декабре составляем программу дорожных работ, а далее область распределяет средства, — пояснил Владимир Валерьевич. — Просим одну сумму, получаем другую — меньшую. На содержание же дорог средства выделяются из областного бюджета. Их объем зависит от протяженности и состояния дорог. Из года в год суммы находятся практически на одном уровне, и, конечно же, средств не хватает. Большинство километров автомобильных дорог района имеют просроченные межремонтные сроки и требуют текущего и капитального ремонта. Наши помощники в этом деле — председатели сельсоветов и автобусный парк № 3. Если где-то дорога, как стиральная доска, они звонят мастеру или прорабу ДРСУ-114, и мы отправляем технику. После зимы дорожное покрытие в районе ухудшилось, но все участки будут обследованы и поэтапно отремонтированы.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

nvakulich2016@mail.ru


За кулисами чистых дорог и поселков


ЧИСТОТА дорог, полей, поселков и деревень — визитная карточка нашей страны. Недаром наведение порядка на земле, рациональное ее использование –  личное поручение Президента председателям облисполкомов. Столичный регион всегда на особом контроле. За последние два года здесь действительно проделана большая работа не только по сносу ветхих и заброшенных домов, но и сельхозпостроек. Приводятся в порядок центральные трассы и проселочные  дорожки, высаживаются живописные клумбы и цветники, красятся заборы и даже… камни возле центральных усадеб. Красиво! Но и пользы не меньше. За последние два года только Минская область ввела в сельхозоборот более 200 тысяч гектаров. 

В КОПЫЛЬСКОМ районе невольно удивляешься деловой суете буквально возле каждого поселка и деревеньки. Работает техника, снуют люди: чистят, убирают, пилят, красят. 

— В начале каждого года проводим инвентаризацию пустующих домов, — рассказывает председатель райсовета Ирина Кисляк. — К сожалению, их меньше не становится. Там, где есть собственники или наследники, у нас проблем нет. Сложности возникают с теми, в которые никто уже не приезжает. На 1 января в районе насчитывается 1907 пустующих домов. Порядка 500 из них это дома, которые практически упали, куда уже давно никто не появлялся. Их надо сносить  в первую очередь. Более крепкие не трогаем, а те, в которые давно никто не показывался, проводим через регистр, затем суд принимает решение о передаче их на баланс сельсовета. Он окончательно решает вопрос о сносе.  

Отдельная головная боль для сельсоветов и райсоветов, когда собственника и духу нет до тех пор, пока в конце концов ветхое строение не сносится. Три года назад один дом, например, решением суда был признан пустующим. Его снесли, но потом появился наследник, который заявил, что не хотел сносить этот дом. Верховный суд отменил решение районного, и пришлось заплатить собственнику немалые деньги. 

В прошлом году на Копыльщине снесли 252 ветхих дома, в нынешнем планируют 300. Хоть и говорят, что ломать — не строить, но удовольствие это не из дешевых. Финансирование из районного бюджета совсем небольшое: в прошлом году на эти цели было выделено  25 тысяч, в текущем — 28 тысяч рублей. Получается, на один дом, идущий под снос, приходится тысяча рублей. За эту сумму работать никто не возьмется. Поэтому основные работы выполняют собственными силами практически бесплатно. Сельсоветы просят людей, организуют субботники, разыскивают наследников. И только земляные работы выполняют за бюджетные деньги.

Конечно, руководители хозяйств, на территории которых находятся эти дома, часто идут навстречу сельисполкомам — каждый заинтересован, чтобы земля была чистой и ухоженной. Как правило, деревянные конструкции забирают на дрова, кирпичные или каменные используют  на подсыпку на фермах. Словом, все, что можно, используется в хозяйстве. И только 10 процентов оставшегося дома захоранивается. Одновременно раскорчевываются садовые участки  — старые деревья, кустарники, которые либо идут на дрова, либо сжигаются. Если участки прилегают к полям — освобожденные земли вводятся в севооборот.  

Проблема для сельисполкомов и в том, что оформлять пустующие дома в собственность наследники не спешат, дворы зарастают бурьяном. Договориться полюбовно с наследниками получается далеко не всегда. Правда, в районе нашли вариант: землю изымают, остается лишь та, на которой стоит строние. 

На органе местной представительной власти тяжелым грузом лежат и несанкционированные свалки мусора, и расчистка запущенных кладбищ. Впрочем, на борьбу с бытовыми отходами на Копыльщине брошены немалые силы и средства. В большинстве деревень и «дач» оборудовали специальные площадки с контейнерами. Местных жителей пусть и с трудом, но удается приучать к порядку. 

Кипит работа и в самом райцентре. Закладывается дендрарий, его площадь превысит 1,7 гектара, на ней высадят около 50 видов молодых деревьев и кустарников. Основатели парка пока предпочитают не называть, какие именно виды будут в нем высажены, но разнообразие обещают. Еще одним украшением парка станут малые архитектурные формы.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

germanovich@sb.by



«ГОРЯЧИЙ» ТЕЛЕФОН: 8 (017) 287-19-64

Влетаем меж Сосен


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ предприниматель из Бобруйска Сергей П. просит обратить внимание дорожных служб Любанского района на состояние проезжей части трассы Р57 в районе деревни Сосны. Иначе как безобразием нельзя назвать то, что ухабы и выбоины около пяти километров приходится объезжать по обочине. А ведь ночью можно влететь так, что машина без подвески останется. 


За разъяснениями обратились к начальнику ЛДД-644 филиала ДЭУ № 64 Николаю Филиповцу. По его словам, проблеме с асфальтным покрытием в районе Сосен уже не один год. Связано это с тем, что дорога с десяток лет капитально не ремонтировалась, денег на нее в этом году тоже не предусмотрено, возможен только ямочный ремонт. Это, в отличие от капитального, можно сказать, ювелирная работа. Поэтому она измеряется не в километрах, а  в квадратных метрах. Все делается вручную, без асфальтоукладчика, с помощью воздушного нагнетателя и виброплиты. 

Ямы уже сейчас начали заделывать холодной смесью. Но на участке в районе Сосен интенсивного движения нет, и его будут ремонтировать, как только откроется асфальтный завод. Куда важнее участки с интенсивным трафиком. Как, например, трасса Любань — Солигорск. Ее обновили всего несколько лет назад, а асфальт уже просел так, что отчетливо видны колеи на обоих полосах. Сейчас именно на этой трассе в районе свинокомплекса ОАО «Заболотье» специалисты латают ямы, которые оставили после себя карьерные самосвалы с песком. 


С начала года рабочие уже залатали 420 квадратных метров покрытия. Плановая цифра — более двух тысяч «квадратов». Одновременно дорожники убирают полосы отвода, автобусные остановки, корректируют планировку обочин. 

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

kovalev@sb.by 

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter