Дольче и Габбана — не первые европейцы, не понявшие тонкую китайскую душу

Руками или палочками?

Когда Италия, Франция и прочая Европа еще рвали мясо на королевских банкетах руками, вытирая стекающий с зажаренной на вертеле дичи жир длинными рукавами, китайцы пользовались удобными палочками. Палочкам для еды три тысячи лет — по легенде, их придумал именитый предок китайской нации Юй, когда хотел достать мясо из кипящего котла и не обвариться. Изобретение прижилось не только в Китае, и сегодня палочками пользуется почти 30% жителей Земли. Между прочим, вилками пользуются те же 30%. Возможно, вы будете удивлены, но и вилки были знакомы китайцам раньше, чем европейцам: костяные вилки обнаружены в захоронениях древнекитайской культуры Цицзя (2400 — 1900 гг. до н.э.), захоронениях династии Шан (1600 — 1050 гг. до н.э.) и последующих династий. Европе вилки были известны во времена Римской империи, но не как индивидуальный прибор. В этом качестве их начали использовать в Италии только в XI веке, а широко по всей Европе — с XIV века.

Кадры из той самой скандальной рекламы.

Поэтому, когда знаменитый итальянский модный дом Dolce&Gabbana решил в своей рекламе показать китаянку, неумело расправляющуюся палочками с традиционной итальянской едой — пиццой и пастой, китайцы, вместо того чтобы вместе с Дольче и Габбана посмеяться над собой, неумеками, обиделись. Всерьез: знаменитости из Поднебесной призвали к бойкоту бренда, который еще вчера очень любили и активно носили, а интернет–магазины сняли продукцию D&G с продажи. Так что китайская «черная пятница» прошла мимо итальянских дизайнеров. Они, как водится, принялись извиняться и говорить, что это они пошутили — межнационально и межкультурно — и обидеть китайцев в их планы никак не входило. Хотела бы я посмотреть на тех людей, которые сознательно хотят обидеть китайцев! Дональд Трамп не считается: ведает, что творит, но не всегда просчитывает последствия.

Вот к чему была эта история? Ведь пиццу можно есть руками — как по мне, так даже вкуснее. Хотя, говорят, сами итальянцы над такими, как я, посмеиваются: диковатые, мол, иностранцы, что с них возьмешь. Что, что... Деньги — как обычно. Пиццу, кстати, не итальянцы придумали. Греки, говорят, что это они (самую вкусную пиццу лично я ела именно в Греции), турки говорят, что очень скоро — уж точно задолго до итальянцев — переняли у греков рецепт. Тем не менее пицца считается типично итальянской едой, хотя не все американцы, пожирающие пиццу тоннами (посмотрите на их прекрасные шарообразные фигуры), в курсе. Та же история с пастой и спагетти: не итальянцы их изобрели. Китайцы уверены, что именно они — родина не только футбола (не спешите смеяться: ФИФА официально встала в этом вопросе на китайскую сторону перед Олимпиадой–2008 в Пекине), но и любой пасты с равиоли. Не верите китайцам, спросите у Марко Поло, где он все это подсмотрел. Так что я никак не могу понять, почему китайская модель в рекламном ролике Dolce&Gabbana не может справиться с какими–то там спагетти. Потому что лапшу во всех ее видах и проявлениях китайцы рубают с такой скоростью — аж палочки свистят! А суп? Знаете ли вы, что китайцы и суп умеют есть палочками? Я когда там жила, тоже умела, но всегда стеснялась: нужно палочками брать твердое содержимое, а юшку выпивать — присербывания и причмокивания, помогающие громко выразить восторг от вкуса, приветствуются.

Дольче и Габбана, рискующие если не потерять китайский рынок полностью, то уж точно значительную его часть в короткой перспективе, на самом деле не первые, кто ошибается с «китайским» позиционированием. Несколько лет назад, помню, одна европейская баскетбольная сборная (когда Яо Мин играл за американский клуб «Хьюстон Рокетс», баскетбол был главным видом спорта в Поднебесной) решила поприветствовать китайских болельщиков коллективным снимком, на котором все игроки растянули пальцами уголки своих европейских глаз — чтобы, значит, больше на местных жителей походить. Местным жителям не понравилось категорически. Пришлось европейцам долго извиняться, фотографию переделывать, лекции о тонкостях чужой культуры слушать. Так что Дольче и Габбана — не первые европейцы, не понявшие тонкую китайскую душу. Но, возможно, и не последние. «Мы испытываем к Китаю и народу Китая только лишь уважение», — говорит официальное заявление модного дома. Правильно говорит. «В свете этого культурного недоразумения мы надеемся, что сможем заслужить ваше прощение», — чуть не плачет в видеоролике Дольче. «Мы никогда не забудем того, что произошло, и преподанного нам урока. Подобное больше никогда не повторится», — заверяет Габбана. Но показ в Шанхае отложен на неопределенный срок: китайские покупатели хотят, чтобы любили не только их деньги, но и их самих.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter