Руины смотрят в упор

В начале было письмо. Потом командировка. Вот краткий отчет: за территорией Минской областной детской клинической больницы в Боровлянах «приютилось» неприметное двухэтажное здание. Впрочем, зданием его назвать все–таки нельзя. Унылая бетонная коробка с огромными дырами, зияющими вместо окон и дверей. Тут в начале 1990–х начали возводить гостиницу для родителей маленьких пациентов, проходящих лечение. Но планы так и остались планами. Стройку пришлось заморозить...

В начале было письмо. Потом командировка. Вот краткий отчет: за территорией Минской областной детской клинической больницы в Боровлянах «приютилось» неприметное двухэтажное здание. Впрочем, зданием его назвать все–таки нельзя. Унылая бетонная коробка с огромными дырами, зияющими вместо окон и дверей. Тут в начале 1990–х начали возводить гостиницу для родителей маленьких пациентов, проходящих лечение. Но планы так и остались планами. Стройку пришлось заморозить...


Минуло 17 лет. А картина прежняя. Долгострой огородили забором. Хотя попасть на его территорию не так уж и сложно: калитка сломана. Возле несостоявшейся гостиницы деревенские жители протоптали тропинку: по ней идут к автобусной остановке. Однако по вечерам поодиночке ходить здесь опасно — долгострой облюбовала компания злых малолеток. Прохожие стоят перед выбором: идти на свой страх и риск мимо заброшенного строения либо обходить по бездорожью лишний километр.


— Подростки пристают к прохожим, бросают в них бутылки, — местный житель Валентин Сорокин (на снимке), проживший в Боровлянах 22 года, не на шутку встревожен. — Мужчин трогают редко, в основном — женщин и детей. Хотя у меня как–то пытались отобрать деньги и мобильный телефон. Еле отбился. Правда, когда началась зима, стало тише. А что тут летом творится...


Недетские игры опасны и для самих подростков. Заглядываю в недостроенное здание. Картина неважная. По всему полу разбросаны разбитые кирпичи (недавно здесь обвалилась стенка). Того и гляди споткнешься и упадешь. Лестница, ведущая на второй этаж, без перил. А ведь подростки здесь бывают едва ли не каждый день.


— Пока кто–нибудь шею не свернет, никто не пошевелится, — сокрушается Валентин Сорокин.


— А милицию не вызывали? — спрашиваю.


— Вызывал однажды. А толку? Приехали, поймали одного сорванца. На некоторое время успокоились. А сейчас опять все по–старому. Есть, конечно, пост охраны в больнице, но ведь улицы они не патрулируют. Хулиганит одна и та же компания: мальчики и девочки лет 13 — 14. Куда только смотрят родители и учителя?..


В Боровлянском районном отделе милиции моему звонку были удивлены.


— Почему жители обращаются в газету, а не к нам? — спрашивает заместитель начальника ОВД Владимир Белуш. — Было лишь одно заявление, да и то в 2007–м году. Мы периодически патрулируем улицы, в больнице есть местная охрана, но никто ничего такого не замечал. Пусть пишут, будем разбираться...


Проблему можно решить и по–другому: либо достроить здание, либо его снести. Только кому оно принадлежит? Установить владельца оказалось делом непростым. После многочисленных звонков в самые разные инстанции вышел на управление здравоохранения Минского облисполкома.


— Строительство пришлось свернуть из–за недостатка финансирования, — комментирует первый заместитель начальника управления Сергей Гончаров. — Сначала для Минской детской областной клинической больницы нужно достроить хирургический корпус. Когда в этом году его сдадим, будем думать и о других зданиях. На месте упомянутого двухэтажного заброшенного долгостроя будет либо патологоанатомический центр, либо общежитие для работников. Но перед этим специалисты обследуют техническое состояние здания.


Подобных долгостроев в округе вообще–то не так уж и мало. По данным на 1 января 2008–го специалисты насчитали 58. Самый «древний» из них — ремонтную мастерскую в деревне Щемыслица — начали строить еще в 1982 году.


У каждого недостроенного здания своя судьба. Владельцы одних вот уже который год ждут финансирования, чтобы привести объект в порядок. Другие долгострои обречены на снос. Третьи будут проданы другим предприятиям и перепрофилированы. Так решили поступить с культурно–оздоровительным комплексом в деревне Семков Городок на Заславском водохранилище.


— В районе разработана и действует программа по ликвидации долгостроев до 2011 года, — рассказывает заместитель председателя по строительству Минского райисполкома Сергей Рута. — Поверьте, мы уже проделали в этом направлении определенную работу.


Это правда. С карты Минского района недостроенные здания постепенно исчезают. К примеру, за последние два года достроили школу в деревне Озерцо, поликлинику в Колодищах, снесли несколько старинных птичников и коровников. Однако пустые бетонные коробки все еще встречаются.


Справка «СБ»


За последние 3 года на снос сельскохозяйственных объектов из республиканского фонда охраны природы выделено 3 миллиарда 395 миллионов рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter