Репортеры «СОЮЗа» прошлись с экскурсиями по ведущим предприятиям Беларуси

Ручная работа

Снижение экспортных поставок в Союзном государстве свидетельствует: России и Беларуси необходимо заниматься насыщением внутреннего рынка, основываясь на общей производственной базе. Корреспонденты «СОЮЗа» получили задание: в качестве туристов побывать на ведущих промышленных предприятиях Беларуси и своими глазами увидеть, как обстоит дело с импортозамещением в рамках Союзного государства. Кстати, посетить подобные экскурсии может любой желающий.

С 2017 года завод в качестве промышленных туристов посетили более 160 тысяч человек.

Приехать в Минск путешественнику из России сейчас возможно любым видом транспорта. Мы выбрали поезд — фирменный состав уходит с Белорусского вокзала в 10 вечера, прибывает в Минск в полвосьмого утра, а билет стоит в среднем пять тысяч рублей за место в купе. Кстати, в Беларусь можно приехать без ПЦР-теста и с российским паспортом.

С гостиницами в Минске проблем нет — практически на любой вкус и кошелек вы сможете подобрать номер в среднем от 2500 — 3000 российских рублей в сутки. Единственный нюанс: возьмите с собой карту «Мир», так как в Беларуси карты Visa и Mastercard попросту не принимаются. Кстати, платить по карте получается выгоднее, чем использовать наличные деньги.

«Атланты» держат рынок

Первые стиральные машины были сконструированы по принципу действия маслобойки.
Первым пунктом в списке предприятий Беларуси, которые мы решили посетить как промышленные туристы, стоял завод «Атлант». Он производит холодильники и стиральные машины. Мы приехали туда не просто так — 60 лет назад, в 1962 году, под этой маркой был выпущен первый холодильник. Так что у завода серьезный юбилей! Интересно, что в музее предприятия вы не только сможете посмотреть на интересные модели, но и поучаствовать в небольшом «промышленном» варианте «Что? Где? Когда?». Заведующий выставочным центром ЗАО «Атлант» Борис Новик хотел подловить нас на вопросе о том, зачем внутри первых холодильников делали специальный отсек. И мы не сплоховали, дав верный ответ: это было место для хранения ягод! В современных холодильниках, к слову, его нет.

Билет на экскурсию в производственные цеха стоит около 350 рублей. Признаться честно, музей холодильников нас впечатлил больше самого производства, хотя и на него, безусловно, стоит посмотреть. Вас проведут через весь технологический цикл — от момента, когда заготовки будущих корпусов приобретают форму, до линии проверки качества. Нас интересовала не только история, но и то, как завод справляется с сегодняшними экономическими потрясениями, а также насколько возможно расширение экономических интеграционных связей с Россией.

По словам Бориса Новика, «Россия участвует в сборочном процессе в качестве поставщика металла для корпусов». А вот в части экспорта потенциал для развития сотрудничества в рамках Союзного государства есть и достаточно серьезный. «Порядка 60 — 70 процентов продукции уходит в Россию, 20 — 25 процентов остается в Беларуси. Около 10 — 15 процентов поставляется на Украину и пять процентов — в страны Запада», подсчитывает наш экскурсовод. Следовательно, Россия может побороться примерно за 15 — 20 процентов экспорта продукции «Атлант».

...Вторым предприятием, на которое мы отправились в качестве промышленных туристов, стала знаменитая кондитерская фабрика «Слодыч». Она ведет свою историю с 1905 года — тогда это была кофейня-кондитерская «Жорж», а после революции 1917-го  предприятие преобразовалось в «Первую белорусскую кондитерскую фабрику». Кстати, «слодыч» с белорусского переводится как «сладость».

Знаменитая кондитерская фабрика «Слодыч» ведет свою историю с 1905 года.

Здесь всего за 350 рублей вас проведут по всем этапам производства печенья — от раскатывания теста до обрезки форм и загрузки в печь. После печи, кстати, можно и ухватить с ленты печеньку-другую, прямо с пылу с жару. Здесь вы узнаете, что квалифицированные рабочие получают в среднем от 25 до 28 тысяч рублей (в пересчете на российские), а доля брака составляет всего два процента. «Слодыч» работает на итальянском оборудовании, сообщил мне заместитель генерального директора фабрики Александр Филончик. «К сожалению, ни в России, ни в Беларуси аналогов такому оборудованию на данный момент нет», констатировал он. При этом в части расширения экономического сотрудничества в рамках Союзного государства есть о чем думать и развиваться, продолжил он. Сегодня на Россию приходится около 80 процентов экспорта сладкой продукции. Фабрика планирует участвовать в российских тендерах на поставки своей продукции в детские дошкольные учреждения и на комбинаты школьного питания.

Кто дергает за ниточки?

Побывать в Беларуси в качестве промышленного туриста и не посетить Жодино, расположенный в 60 километрах от Минска, значит, упустить самое интересное. Мы не упустили. Добраться сюда можно электричкой за сто рублей. Или на такси за полторы тысячи российских рублей.

Любознательному путешественнику в Жодино доступны сразу несколько локаций, из которых первой мы выбрали текстильный комбинат «Свiтанак» ( так красиво на белорусском языке звучит слово «рассвет»). Посетить предприятие можно за 350 российских рублей.

«Сырье для производства у нас из Узбекистана и Таджикистана, Россия поставляет «спандекс, оплетенный полиамидом» (синтетическая пряжа), однако это — точечные поставки. Что же касается рынка сбыта, то Россия — основной заказчик конечной продукции, причем даже Гостиный Двор в Москве, где начали пустовать площади, совсем недавно поинтересовался нашим ассортиментом. Раньше доля России в общем числе поставок конечной продукции колебалась в районе 50 процентов, сейчас же доходит до 90 процентов, интересуют коллекции белья, футболки с красивой печатью», сообщает нам главный технолог предприятия Ирина Титова.

Есть подвижки и в импортозамещении, поделилась она с нами. Совсем недавно поступила пробная партия красителей для ткани из Тамбовской области.

«Проблема в цене, как-то так получается, что чем ближе, тем дороже», посетовала наш экскурсовод. Но Ирина обратила внимание на то, что безусловный плюс России в том, что российский рубль «понятнее для расчетов, а поставщики находятся близко, это лучше с точки зрения логистики».

В процессе экскурсии, которая длится около полутора часов, вы увидите вязальный цех, где делают воротнички для рубашек поло. Красильный цех, где один красильщик обслуживает сразу несколько агрегатов, а также место, где наносят рисунок на пряжу. Дальше в программе — подготовительно-закройный цех, где на специальных столах раскраивается полотно по лекалам, и швейный цех.

Единственная самая серьезная проблема предприятия в том, что профессия швеи сегодня становится все менее популярной. «Средняя зарплата — около 20 тысяч рублей, и молодежь особо не хочет идти в эту профессию», резюмировала главный технолог и выразила надежду, что промышленный туризм как вариант профориентации сможет частично решить этот вопрос.

Эх, прокачу!

Вишенкой на тортике промышленного туризма не только Жодино, но и всей Беларуси, выступает завод БелАЗ. Здесь все очень огромное. Даже число промышленных туристов — с 2017 года завод посетили более 160 тысяч человек. И самосвалы — грузоподъемность самого крупного, представленного на демонстрационной площадке — 450 тонн. И цена за сборную экскурсию — 700 рублей. Но если вы едете в составе группы, то это уже 350 рублей. Во время двухчасовой экскурсии вас поднимут на высоту трехэтажного дома. Вы заглянете в сборочный цех, где собирают самосвалы. А еще можно прокатиться на одном из них за 1700 рублей. За руль вас, конечно, не посадят, но место в кабине рядом с водителем обеспечено.

Размер шины БелАЗа примерно четыре метра, а моторный отсек таков, что в нем может спокойно поселиться среднестатистическая семья.

География поставок техники за всю историю существования завода — 82 страны. России, конечно же, отведено самое почетное место: здесь трудится около 70 процентов всей выпускаемой техники. А это, кстати, не только карьерные самосвалы, но и буксировщики, погрузчики, аэродромные тягачи... Сегодня, вполне возможно, эта доля будет только расти.

Российские составляющие среди комплектующих тоже присутствуют. Это не только металл, как, например, в холодильниках «Атлант». Хотя и без него не обойтись. Важно то, что на самосвалы с малой грузоподъемностью, например, устанавливаются шины и двигатели российского производства.

КСТАТИ

В России промышленный туризм в последнее время тоже заметно набирает обороты. Особенно востребованы такие экскурсии среди путешественников на Урале и южных регионах страны. Так, в Свердловской области можно посетить Белоярскую АЭС и Уралвагонзавод, а в Челябинской области туристов водят на кондитерские фабрики и предприятия легкой промышленности. Также популярна экскурсия на Златоустовскую оружейную фабрику. На Кубани и в Крыму гостей охотно принимают виноградники — там туристов знакомят с технологиями производства вина, а в Калининграде можно увидеть объекты промышленной археологии — старые предприятия Кенигсберга. Есть где разгуляться промышленному туристу и в Москве: для сладкоежек свои двери открывают фабрика «Красный Октябрь» и кондитерский концерн «Бабаевский», а для тех, кому ближе современные технологии, «Микрон» — единственная в России действующая фабрика чипов и микроэлектронной продукции.

Тарас Фомченков.

taras@rg.ru

Москва — Минск.

Фото Романа Щербенкова.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter