Белорусский hand made и его ценность

Ручная работа

Мы видим, как стремительно меняется мир вокруг и как трудно нам успевать за этими изменениями. И одна из опасностей, которые подстерегают нас в будущем, - стать невостребованным на рынке труда. Нас пугают, что если ты не робот или не программист, найти работу через пару десятков лет будет непросто. Конечно, все не так пессимистично, и в экономике, основанной на знаниях и инновациях, на самом деле, даже больше шансов для самореализации. Новым капиталом современной экономики становятся идеи, а креатив и творчество превращаются в источник дохода. Даже в странах, делающих ставку на высокие технологии, вроде Японии и Китая, культура и ремесла приносят существенный вклад в ВВП. 

Недавно вступил в действие указ Президента, который упрощает работу ремесленников. Расширен перечень видов деятельности, для которых не нужна регистрация ИП. Чтобы стать ремесленником, нужно заплатить раз в год сбор - одну базовую величину. Раньше мастера могли продавать свои изделия лишь на ярмарках, выставках, а сейчас им разрешили торговать по месту жительства или производства, а также отправлять продукцию по почте. И одно из самых главных новшеств - свой труд уже можно рекламировать в интернете и обозначать цену товаров. Зарабатывать ручным трудом - особое искусство. Но здесь, как в любом бизнесе, успех сопутствует креативным, увлеченным и целеустремленным. В чем я убедилась, беседуя о трудовых буднях ремесленников и отношении белорусских покупателей к "hand made" с мастерами-керамистами, опытным и начинающим.

Сергей Наранович занимается керамикой уже 10 лет. Когда учился на истфаке, пришел на курсы, где увлекся этим ремеслом. Получив диплом, по профессии не работал, пошел на предприятие, где делали керамические горшки. Наловчившись на производстве, решил отправиться в свободное творческое плавание - зарегистрировался как ремесленник. Сейчас у Сергея есть мастерская за городом, он оборудовал ее в частном доме, сам построил дровяную печь. 

- Когда я начинал, было два пути.  Либо делать недорогую сувенирную продукцию большим тиражом, либо заниматься более сложными и дорогими товарами. Мне интересно второе. Конечно, есть какой-то тираж, когда делаешь те же кружки, но все равно их количество небольшое. Я никогда не рассчитывал ни на государственную поддержу, ни на какие-то гранты. Я думал, если сделаю качественную, красивую вещь, то кто-то будет готов ее купить. В своей работе я ограничен лишь в том смысле, что у меня только две руки. Как ремесленник, я не могу расширить производство, поставить еще один станок. 

Весь процесс изготовления керамики, например, одной кружки занимает 2-3 недели. Сначала идет подготовка глины, затем формовка на гончарном круге или просто лепка руками. Когда кружка подсохнет, она замывается, очищается и готовится к сушке. Когда высохнет, отправляется в печь на первый обжиг, потом наносится глазурь и еще раз обжигается. Сергей не делает по одной кружке, а обычно - сразу партию, например, 20 разных изделий, каждое из которых проходит несколько операций ручной обработки. Иногда такие комплекты посуды у него покупают белорусские и российские рестораны. 

- Я с трудом представляю, что такое отпуск. Труд ремесленника, правда, тяжелый. Как только остановился, не работаешь - перестал и зарабатывать. Многие знакомые пытались уйти из офиса, чтобы делать что-то руками. Конечно, не у всех получается. Это же не так, что ты идешь утром и думаешь - сейчас буду творить! Просто приходишь и работаешь. 


Сергей рассказывает, что за 10 лет в его сфере многое изменилось. Раньше он часто ездил на ярмарки, за сотни километров от дома. Кстати, на одной из таких ярмарок Сергей познакомился со всей супругой Валерией - тоже керамистом. Сейчас, когда у супругов есть маленький ребенок, от таких командировок пришлось отказаться, правда, и необходимость уезжать далеко пропала. Серьезных проблем с реализацией товара у Сергея нет. Правда, у людей порой возникают вопросы, почему кружка стоит 20 рублей, а не 5, как в магазине. Мастер говорит, что это происходит, потому что покупатели не осознают разницу между ручным трудом и производством на фабрике.



- Мы не Япония, где за чашку определенного автора готовы отдавать бешеные деньги. Но дело не в стоимости, а в том, что там люди ценят ручную работу, мастерство автора. Конечно, мой интерес как ремесленника, чтобы мы тоже двигались в этом направлении. Но здесь важна роль самого мастера. Наша задача - объяснить, что человек покупает, как это сделано и почему стоит своих денег. Когда ремесленники жалуются, что люди ничего не понимают, это странно. А почему обычные покупатели должны в этом разбираться? Зачастую они знают только то, что им рассказали сами керамисты. Когда я начал делать декоративные блюда в технике раку (вид обжига, при котором изделия достаются из печи при температуре в 1000 градусов, что влияет на цвет глазури - прим. авт.), многие мастера говорили, что у нас это никому не нужно. Но когда объясняешь, в чем особенность и ценность вещи, то находятся покупатели и ценители, появляются постоянные клиенты. Ремесленное искусство обычно воспринимается как народное, отражающее, в первую очередь, национальные особенности. Сергей замечает, что в Беларуси произошла своеобразная подмена понятий - за традиционную белорусскую принимают "молоченую" керамику. На самом деле, эту технологию, когда глиняный горшок вымачивают в молоке, применяли, чтобы сократить время производства. Белорусская керамика намного разнообразнее и включает разные техники, многие из которых сейчас не развиваются, хотя могли продолжать жить, трансформируясь во что-то более современное. У нас было несколько центров традиционной керамики - Раков, Ивенец, Ружаны. Например, в Ивенце около века назад были десятки небольших мастерских, а местная керамика была известна далеко за пределами страны. Делали не только посуду, но и кафель, подсвечники, свистульки и даже органные трубы. 

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА
Ирина Шоломицкая два года назад ушла с прибыльной работы и зарегистрировалась как ремесленник. Два высших образования и успешная карьера в логистике ее не остановили, как говорит девушка, душа хотела чего-то творческого.

- Во время отпуска в Каталонии меня поразили работы Антонио Гауди, обилие цветной керамики. Вернувшись в Минск, я нашла мастера по керамике для индивидуальных уроков. А когда поняла, что хочу этим серьезно заниматься, пришла к начальнику и уволилась. Мое решение показалось очень странным большинству моих знакомых и родственников. Многие откровенно осуждали, говорили, что нельзя уходить в никуда. Но я очень благодарна поддержке и пониманию со стороны своей семьи. Как бы не складывались реалии, нужно пробовать, не бояться перемен. Может ли ремесло керамиста стать доходным делом? Конечно, может. Если не получится, то спокойно отношусь к тому, что вернусь в офис, но туда придет уже более счастливый человек. Пока налоговая нагрузка остается невысокой, буду заниматься творчеством.

Керамика - недешевое хобби, материалы стоят дорого, многое приходится заказывать за границей. А самые большие расходы уходят на мастерскую. Для себя Ирина нашла другой выход - не арендовать помещение, а записаться на курсы по керамике, где разрешают ученикам пользоваться печами и всем другим необходимым. Мастер признается, что раньше особо не рекламировала свои изделия. В основном, работало сарафанное радио - друзья и знакомые заказывали вещи. Сейчас, когда можно продвигать себя через интернет, рынок потенциальных покупателей расширяется.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

- Раньше ремесленники размещали свои товары на интернет-площадках, которые брали комиссионное вознаграждение, сопоставимое с наценкой в обычном магазине - около 30-50 процентов. Конечно, не все клиенты были готовы заплатить такую сумму. Я знаю, что многие мои коллеги сотрудничают с магазинами, но это окупается в том случае, если они производят в больших объемах какую-ту технически несложную продукцию. Сейчас автор сможет продавать изделия напрямую, выставляя наиболее приемлемую цену. Тем не менее, конкурировать с китайским или даже белорусским масс-маркетом ремесленнику невозможно, но я к этому и не стремлюсь. Серийность производства не нужна ни мне, ни клиенту. Все бы хотели иметь дома красивые уникальные вещи, но нужно понимать, что не все себе это могут позволить. И здесь не нужно обижаться на покупателей. 

Ирина считает, что перспективное направление для таких мастеров, как она, проводить мастер-классы. Сейчас эта услуга востребована, люди интересуются таким полезным досугом. Но в статусе ремесленника заниматься платным обучением нельзя. По закону можно заключить договор с одним или двумя учениками и бесплатно передавать свой опыт. При этом все изделия новичка переходят в собственность учителя.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

Каким бы ремеслом не занимались мастера, всех объединяет одно качество - мобильность. Не только физическая, когда человек переезжает с одной ярмарки на другую, но и способность быстро меняться, в отличие от крупных производств. Государство нацелено на то, чтобы креативная сфера стала экономически состоятельной. Это не значит, что культура или ремесленники должны приносить существенный доход стране. Речь идет о том, чтобы творческая активность была востребована и могла самостоятельно развиваться. 

zdan@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter