Система дала сбой: почему выпускники ПТУ и техникумов обладают недостаточным уровнем практической подготовки?

Ручная работа

Несмотря на то, что нашей стране удалось практически полностью сохранить систему профессионально-технического образования еще со времен СССР, проблемы здесь есть. Одна из основных — выпускники ПТУ и техникумов обладают недостаточным уровнем практической подготовки. Как могло случиться, что система, которая в отличие от усиленной теоретической вузовской подготовки изначально была нацелена именно на формирование трудовых навыков, вдруг дала сбой? На тему, в чем причина проблемы и что нужно предпринимать в сложившейся ситуации, рассуждают наши эксперты.



Наниматель платит дважды


Как это ни парадоксально звучит, нашему профессионально-техническому обучению не хватает практической ориентированности. Ребятам дают хороший багаж теоретических знаний, но недостаточно конкретики. А между тем в общей структуре навыков практика должна занимать как минимум 70% подготовки. Например, в Германии, где так называемое дуальное обучение: два дня отведено лекциям, три — практике. Да и вообще существует четкое разделение буквально со школьной скамьи: те, у кого есть способности для того, чтобы быть инженером, идут в вуз, а те, кому нравится крутить гайки, — в колледж и на завод.

Сейчас многие наши работодатели вынуждены “латать” прорехи в подготовке специалистов за свой счет. Естественно, это многих не устраивает. К настоящему времени мы открыли и оборудовали пять обучающих центров на базах профессионально-технических училищ — два в Минске и три в Минской области (Борисов, Молодечно и Солигорск). Потратили порядка 500 тысяч (деноминированных) рублей, причем передали центры в пользование училищам совершенно бесплатно. Тем не менее хочу обратить внимание, что это не были прихоть или желание сделать рекламу, а вполне обоснованная необходимость. Дело в том, что прогресс сейчас движется вперед семимильными шагами. В частности, в строительстве постоянно что-то меняется. Простейший пример — еще двадцать лет назад дома складывали из кирпича, сейчас в основном преобладает каркасное строительство. Появляются новые технологии, новые материалы, новые инструменты. И для того, чтобы быть профессионалами в своей области, люди должны знать, как с этим всем работать. По прошествии времени могу сказать, что задумка удалась — через обучающие центры уже прошло более 5 тысяч человек. Кроме того, каждый год мы традиционно проводим двухдневный конкурс плиточников с достаточно серьезными призами. Есть ли от этого польза? Несомненно. Ведь сегодня, к примеру, профессионалу плиточнику некоторые работодатели согласны платить до 10 тысяч (деноминированных) рублей в месяц. Но, конечно, это должен быть высококвалифицированный специалист.

Сегодня одним из способов решения проблемы недостаточной практической ориентированности являются существующие ресурсные центры, специально оборудованные новыми станками, приборами и т. д., для нескольких училищ в соответствии с профилем обучения. Но учебных заведений много, центров мало. Учащимся до них нужно добираться иногда по два часа в одну сторону. Какой смысл в такой практике? В принципе, не проблема оборудовать цеха в самом училище. Но технологии меняются стремительно. И периодически обновлять оборудование (как минимум раз в три-четыре года) — весьма затратное занятие. Особенно для ресурсных центров, у которых нет избыточных источников финансирования. Опять же вопрос, куда девать устаревшие станки, кто этим будет заниматься? Еще один нюанс — нужно периодически проводить профессиональную переподготовку самих преподавателей и мастеров, которые тоже не работают на производстве, а преподают в ПТУ. Где это делать, как, в какое время? Вот и получается, что каждое такое решение плодит новые проблемы.

Поэтому единственный жизнеспособный вариант — качественная и продолжительная по времени практика на реально работающих предприятиях. Причем желательно на тех, которые хотят получить именно специалиста такого профиля и могут предоставить ему впоследствии место работы. Насколько я знаю, некоторые училища именно так и работают. Почему бы не внедрить такую схему как обязательную по всей стране? В этом случае и выпускники профтехучилищ, и их потенциальные наниматели будут довольны друг другом.

Но для того, чтобы схема заработала в полную силу, нужен очень серьезный анализ потребностей экономики — какие специальности востребованы производством в конкретный момент и в перспективе, в каком количестве и кому конкретно нужны люди. Чтобы не получилась такая же ситуация, как и в высшем образовании. Например, в стране сейчас 400 тысяч специалистов экономического профиля. А всего работающих — 4 млн 300 тысяч человек. Получается, каждый десятый — бухгалтер? Наблюдается странная ситуация: у кого ни спроси, в кармане вузовский диплом, с которым человек порой не может трудоустроиться. В то же время работодателям очень нужны высококвалифицированные инженеры, рабочие. А вот их как раз таки недостаточно.

Сергей НОВИЦКИЙ,
генеральный директор СООО “Хенкель Бауттехник”,
заместитель председателя республиканского
Совета по развитию предпринимательства



Практики много не бывает


Проблемы в профессионально-техническом образовании, как и в любой сфере, конечно, существуют. Их нет только у того, кто ничего не делает. Однако я не определял бы их как глобальные. Прежде всего потому, что нам удалось не только сохранить, но и значительно улучшить ту систему, которая существовала в советские времена (этот факт, кстати, признают многие зарубежные эксперты) и заслуженно считалась “кузницей рабочих кадров”. Тем не менее вопросы есть. Решить часть из них можно за счет улучшения организационной работы. Обосновать это могу очень просто.

За восемь лет удалось побывать по обмену опытом во всех странах ЕС, кроме Италии и Испании. Могу сказать, что проблемы, существующие в Евросоюзе, во многом идентичны нашим. Например, недостаточное количество выпускаемых учебными заведениями рабочих кадров вопреки запросам экономики. Возможно, это уже психологическая и воспитательная проблема — все хотят получить высшее образование, но мало кто мечтает работать руками. Хотя в настоящее время, с учетом стремительного развития технологий, граница между объемом знаний хорошего техникума и вуза практически стерта. Сейчас рабочий должен быть очень образованным человеком. Особенно там, где есть станки с ЧПУ, различная тонкая электроника и так далее.

К сожалению (и я этот вопрос неоднократно поднимал), в нашем профтехобразовании очень много общеобразовательных дисциплин, изучение которых отнимает значительное количество времени. Никто не спорит с тем, что даже у рабочего должен быть широкий кругозор. Но в таком случае предметы (например, иностранный язык) нужно адаптировать под конкретные требования профессии. Например, изучать технические тексты, а не уже набившую оскомину тему “London is the capital of Great Britain”. Получается же ситуация “ни нашим ни вашим” — предмет начитывают, а практической отдачи от него вот этому конкретному механику или повару нет никакой.

В ЕС так: в образовательном учреждении профессионально-технического профиля человек на глубоком уровне изучает только то, что ему необходимо знать по специальности. Впоследствии, если он ощущает потребность, можно потратить год на изучение общеобразовательных предметов и затем поступать в вуз. А у нас получается, что ребята тратят время в аудиториях, вместо того чтобы получать практические навыки.

Мы в своем колледже постарались перенять полезный опыт и максимально “развернуть” процесс обучения в сторону практики (естественно, по согласованию с управлением образования Миноблисполкома). Например, открыли собственную парикмахерскую, которая, кстати говоря, пользуется большой популярностью не только у наших учащихся и преподавателей, но и у местных жителей. Работает станция технического обслуживания, в которой от клиентов нет отбоя. При колледже есть также мини-гостиница, где проходят практику девушки по специальности “Горничные” (рядом с нами курортная зона Нарочи, где такие специалисты востребованы), собственное кафе, где трудятся наши студенты — повара и продавцы. Все предприятия самоокупаемые (таким образом, мы еще и зарабатываем внебюджетные средства) и успешные, ученики получают реальное представление о том, что ждет их на настоящем рабочем месте. Вот это и есть практическая ориентированность в действии.

Что же касается недовольства будущих работодателей качеством подготовки выпускников, то этот вопрос тоже решаем. Например, мы регулярно (как минимум раз в год) проводим встречи с партнерами — предприятиями, которые заинтересованы в том, чтобы принять ребят на работу. Формат этих встреч совещательный — вместе изучаем программу обучения, все замечания и вносим коррективы в зависимости от того, что требуется заказчику. Итоги такого подхода — 100% набора (а бывает и 150%), минимум проблем с трудоустройством, высокие оценки качества профессиональной подготовки кадров, чем мы очень гордимся.

Успех не приходит просто так. Секрет один — нужно приложить усилия и быть заинтересованным в результате. Бывает, что приходится решать вопросы и на личных контактах — с директором конкретного предприятия. Каждый руководитель профессионально-технического учреждения должен понимать одну простую истину — под лежачий камень вода не течет.

Игорь КИТИКОВ,
директор Вилейского профессионально-технического колледжа,
председатель постоянной комиссии по развитиюсоциальной сферы
Минского областного Совета депутатов
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter