Население больше сдает валюты в обменники, чем покупает

Рубль внушает доверие

Еще несколько лет назад, придя на рынок без заветных у.е., был риск остаться без покупок. Сегодня же на предложение рассчитаться в долларах продавцы делают круглые глаза: оплата только в рублях. Впрочем, одно дело изгнать зеленые из кошелька, другое — из головы. Хотя “серые” валютные расчеты канули в Лету, деньги наши граждане порой еще предпочитают хранить в валюте. Однако тенденции меняются.



Примечательный факт: последние два с половиной года население выступает чистым продавцом наличной валюты. Иными словами, люди больше сдают долларов и евро, чем покупают. А май и вовсе стал рекордным: наши граждане принесли в обменники на 234,7 млн долларов больше, чем унесли. По сравнению с апрелем прирост почти на 20%.

Еще одна тенденция: белорусы стали активнее открывать рублевые депозиты. А вот прирост валютных вкладов замедляется. Анастасия Лузгина, эксперт Центра экономических исследований БЕРОК, говорит, что тенденция позитивная:

— Это свидетельствует о повышении доверия граждан к белорусскому рублю, снижении инфляционных и девальвационных ожиданий. Не следует забывать и о низких ставках по депозитам в иностранной валюте, которые также ведут к перетоку вкладов из инвалютных в рублевые. При этом важный момент — рублевые сбережения сохраняют свою привлекательность при относительно  умеренной доходности, что позволяет банкам предлагать реальному сектору и населению кредиты по ставкам значительно более низким в реальном выражении, чем два-три года назад.  

Сегодня рублевые депозиты банки предлагают в среднем под 8,1—11,1% в зависимости от сроков, в то время как валютные (в долларах и евро) — 0,6—1,5%. Даже если взять в расчет инфляцию, которая в мае в годовом выражении составляла 4,4%, доходность по рублям куда выше, чем по иностранным дензнакам.

Это, помимо всего прочего, часть политики дедолларизации, которая проводится у нас уже не первый год. Среди ее важнейших задач —  исключить использование иностранной валюты в расчетах на территории страны, а также при формировании цен, ставок пошлин и иных платежей. В этом плане сделано немало: например, еще  в 2015 году всех обязали указывать цены только в рублях, ими же вносить плату за туристические путевки и страховки, ужесточили наказание за незаконные операции с иностранной валютой. В прошлом году расчеты в валюте ушли из оплаты авиаперелетов и медуслуг. Впрочем, по-прежнему к евро привязаны ставки аренды, а оплата за энергоносители — к долларам.

Процесс дедолларизации сегодня идет во многих странах. Подробный план действий на этот счет разработан, к примеру, в Казахстане. Уйти от инвалюты государства стремятся даже в международных расчетах. В частности, год назад активно обсуждался план перехода на оплату в рублях за нефть между Беларусью и Россией. Анастасия Лузгина говорит вот что:

—  “Бегство”  от национальной валюты, прежде всего во внутренних расчетах, говорит о ее слабости и нестабильности, низком уровне доверия людей к действиям монетарных властей. В таких условиях центральным банкам очень сложно проводить денежно-кредитную политику. Ожидаемый эффект от регулирования может быть снижен из-за того, что в денежном обороте превалирует иностранная валюта. Кроме того, высокий уровень долларизации часто провоцируется инфляционными и девальвационными процессами. Что же касается международных расчетов, то здесь не все так очевидно. Даже страны с сильной экономикой и стабильной денежной системой далеко не всегда могут рассчитываться со своими внешними партнерами в национальной валюте.

В планах Нацбанка к концу этого года завершить ключевые этапы дедолларизации. По мнению Анастасии Лузгиной, одна из важнейших задач в этом плане — поддерживать устойчивость белорусского рубля,  а также проводить мероприятия по росту золотовалютных резервов и стимулированию притока прямых иностранных инвестиций.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter