Рубль пишем, доллар в уме: верят ли белорусы в сильный рубль?

Рубль пишем, доллар — в уме

Белорусы — народ прагматичный. Не одно социологическое исследование доказало, что на первом месте у нас стоит личное благополучие. Особенно финансовое. И все бы ничего, но мы вдобавок еще избалованные. Однажды вкусив беззаботной жизни, когда на ценники особо никто не смотрел, нам тяжело привыкнуть к скромности. Мы тратим столько же, сколько и в «жирные» времена, проедая накопленное. И это чуть ли не единственное, что может нас заставить расстаться с валютой, в которую мы по привычке переводим мысленно стоимость практически всего — от колбасы до квартир. Хотя даже в такой ситуации дедолларизация идет туго. Валютные накопления тают, но верим ли мы в рубль?

Получается, что рублевая доходность, которая в 1,5 раза превышает инфляцию, не смогла заставить отказаться от доллара

Мне кажется, что наши граждане продолжают проявлять прагматичную сущность, даже меняя свое поведение. Если посмотреть на статистику по вкладам за январь, то можно заметить четкие изменения тенденции. В банках фиксируют: количество валюты на срочных вкладах уменьшается, а на текущих счетах растет. Скажем, валютные депозиты населения сократились на 14,2 миллиона долларов. При этом на текущих счетах белорусов в валюте стало на 35,6 миллиона долларов больше.

То есть после того, как ставки по валютным вкладам, с точки зрения белоруса, стали больше похожи на издевательство (к примеру, 0,5 процента годовых), народ не ринулся массово переводить эти средства в рублевые депозиты (где доходность вплоть до 8—9 процентов), а просто положил деньги на текущие счета. В общем, люди рассудили так: лучше я не буду получать копеечные проценты, но зато смогу в любой момент забрать свои кровные. Получается, что рублевая доходность, которая в 1,5 раза превышает инфляцию, не смогла заставить отказаться от доллара.

Да, так уж повелось у нас, что с малолетства мы привыкали к бивалютной действительности. Мне родители рассказывали, что когда я был маленький (а это середина 1990-х), однажды на чью-то просьбу о чем-то сказал: «А дорар?» Все, конечно, посмеялись. Но факт для нашей денежно-кредитной системы так себе. Ребенок еще буквы все не выговаривает, но знает, что лучше попросить доллар, чем рубль. Правда, понятно, что сверхъестественного тут ничего не было: просто взрослые часто произносили это слово.

От частого повторения что происходит? Правильно, появляется привычка. А это вещь сильная. Избавиться от нее куда труднее, чем приобрести. Вот мы настолько привыкли доверять доллару (или, в крайнем случае, евро), что даже студенты и пенсионеры, у которых доходы, мягко говоря, не самые высокие, в первую очередь, получив стипендию или пенсию, бегут в обменник — купить хоть немного заморских бумажек.

В этой привычке и кроется самая главная проблема. Даже несмотря на то, что за два года, будучи чистыми продавцами валюты, белорусы избавились от 4,6 миллиарда долларов, у населения в банковской системе остается еще около 7,4 миллиарда. Больше 700 миллионов из них граждане продолжают держать на текущих счетах, полагая, что даже без процентов валюта надежнее сохранит их сбережения. И доля таких счетов за последний год неплохо подросла — с 5,9 до 9,9 процента от общего количества валютных средств физлиц.

По сути, каждый десятый доллар мог бы спокойно перекочевать в рублевые депозиты. Но народ медлит.

Хотя некоторые все-таки потихонечку сдаются и отвечают национальной валюте взаимностью. В январе депозиты в рублях номинально выросли (на 65 миллионов), а в валюте — упали. Но это все можно, скорее всего, воспринимать как эксперимент самых рисковых из вкладчиков. Это такой первый робкий поцелуй… Перерастет ли он в глубокие, а главное, длительные чувства? Тяжело сказать. Народная любовь — штука очень капризная и переменчивая.

Рублю, вероятно, придется еще какое-то время доказывать серьезность своих намерений и продолжать ухаживать за вкладчиком. Избалованные белорусы не впечатляются мелкими комплиментами. Люди еще помнят ставки по рублевым вкладам на уровне 55 процентов годовых. До сих пор в редакцию периодически звонят отдельные недовольные личности и наотрез отказываются принимать реальность. Они хотят, чтобы и курс был адекватным и чтобы ставки — как 5 лет назад.

Как бы там ни было, реальные доходы растут. Правительство прогнозирует, что в этом году они вырастут на 3,2 процента. А некоторые экономисты дают и более оптимистичные прогнозы — до 8 процентов. У людей рано или поздно снова появится возможность сберегать. И борьба за народные кошельки будет нешуточная. Рублю из этого сражения нужно выйти победителем.

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter