Рубль и сцена

На минувшей неделе завершился прием заявок от организаций, претендующих на реставрацию Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.
На минувшей неделе завершился прием заявок от организаций, претендующих на реставрацию Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. Итоги тендера по определению генподрядчика, который будет выполнять строительные и ремонтно–восстановительные работы, планируется подвести через две недели. Похоже, осенью театр все же выселят из привычных стен. Хотя утверждать это со всей уверенностью я пока не стала бы. Уж больно тернист путь к такому грандиозному ремонту.

Когда Валентин Елизарьев, худрук белорусского балета, принял предложение возглавить минскую труппу, он уже знал, что в ближайшее время театр закроется на капремонт, был предупрежден. «Ближайшее время» растянулось более чем на 30 лет. Театр продолжал работать даже после принятия постановления главного столичного инспектора по пожарному надзору, предписывающего запретить эксплуатацию здания. И успешно проработал еще два года — до сегодняшнего дня... После такого, понятное дело, артистам сложно поверить, что их «дом родной» находится в критическом, аварийном состоянии, как утверждает МЧС. К тому же участники тендера не вызывают большого доверия у входящих в состав тендерной комиссии Валентина Елизарьева и Галины Вагнер, директора национальной оперы. К слову, и участников этих не просто мало, а неприлично мало...

Вспомним, что на ремонт знаменитой «Мариинки» в Петербурге претендовало несколько десятков фирм со всего мира, работающих с самыми передовыми технологиями. Правда, привлекла их не столько реставрация старого здания, сколько возможность возведения нового — по проекту едва ли не самого модного сегодня французского архитектора Доминика Перро. Кстати, по тому же принципу осуществлялся ремонт знаменитых «Ла Скала» и «Гранд–опера» — прежние сооружения решили оставить в качестве действующих музеев вокального искусства, а рядом построили другие — в соответствии с современными техническими достижениями и архитектурными тенденциями. Понятно, что белорусскому бюджету подобный проект не потянуть, да и нужды в общем–то нет: наш театр оперы и балета все–таки гораздо моложе своих зарубежных «коллег». Впрочем, и российский министр финансов уже осознал, до какой степени погорячился, дав согласие на воплощение грандиозной идеи возрождения Мариинского театра. Когда 1 июля закрыли на реставрацию не менее именитый Большой театр в Москве, неожиданно обнаружилось, что «Мариинка» едва ли не «съела» все бюджетные деньги, так что Большой может рассчитывать лишь на косметический «марафет». О расширении его площадей за счет строительства пяти подземных этажей, чем бравировали архитекторы, говорить теперь уже вряд ли уместно.

У нас ничего такого тоже не будет, хотя поначалу планировалось. В данном случае «загнать» театр под землю помешали не деньги, а оговоренные сроки ремонта: дополнительные строительные работы увеличили бы срок открытия обновленного театра еще как минимум на год. Проект реконструкции предусматривает, что известное здание Иосифа Лангбарда вернут к первоначальному замыслу архитектора: прежде всего театр оперы и балета лишится своего купола, возведенного к приезду высшего советского руководства в 1964 году. Появятся специальный подъезд, лифт и места в зрительном зале для инвалидов. В каждой гримерке будет по душу, а сцену оборудуют нескрипучим полом и гидравликой, позволяющей за секунды поднимать оркестр до уровня зрительного зала...

Все это, конечно, прекрасно. Но для администрации театра грядущий ремонт — глубокая драма, если не трагедия. Ни Дворец Республики, ни Дом офицеров, куда планируется переместить артистов, под специфическое искусство оперы и балета не приспособлены. А профессия–то у этих людей, по образному выражению Елизарьева, «конвертируемая». Хотя декорации последних спектаклей готовились в расчете на различные сценические площадки и в новом сезоне театр намерен освоить одноактные оперы и балеты, за три года полубездомного существования артисты вполне могут поменять прописку и страну проживания. Их голос — в том числе и при определении победителя тендера — должен стать решающим. Ведь национальная библиотека, национальный музей да оперный театр и есть те немногочисленные пристанища национального духа в эпоху тотальной глобализации.

15 сентября театр откроет сезон пока еще на родной сцене. Оперой «Кармен», которой открывался в далеком 1933 году. Символ качественно нового этапа? Не знаю...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter