Розы оказались розгами

В Средней Азии разбираются с западными фондами, которые жертвуют на «цветные» революции
В Средней Азии разбираются с западными фондами, которые жертвуют на «цветные» революции

Аскар Акаев уже не первый. В смысле президент Кыргызстана. Парламент лишил его этого статуса, а вместе с ним и соответствующих привилегий. Ну да ладно, как говорится, пройденный этап. Сегодня среднеазиатских правителей волнует другой вопрос: будет ли он, Акаев, последним в регионе? Как вы понимаете, это они уже совсем в другом смысле. Не падут ли по принципу домино соседние правящие режимы?

Ведь что ни говори, пример кыргызского экс–президента, который любил за ручку с Соросом перед телекамерами подержаться, показателен. На фоне своих соседей Кыргызстан с его 15 тысячами офисов западных неправительственных контор был образчиком демократии с самым высоким для региона показателем иностранной помощи на душу населения. «Из сотен миллионов долларов, которые поступили, большая доля была направлена на построение гражданского общества и демократических институтов», — пишет «Нью–Йорк таймс». Сейчас, наверное, и сам Акаев согласится, если бы эти деньги просто зарыли в землю — купили семена, удобрения, тракторы, — то и ему, а самое главное – стране было бы сытнее, а значит, спокойнее.

Конечно, слишком прямолинейно полагать, что весь механизм, как с дистанционного пульта, управляется из Вашингтона. Хотя такое ощущение присутствует. Сам Акаев после отъезда из страны рассказал о некоей исламской организации из Пакистана, которая разместила в Интернете доклад посла США в Бишкеке Стивена Янга со сценарием смены власти. «Этот сценарий в точности был исполнен», — уверен Акаев. Но все–таки главный секрет управляемости заключается в самой системе неправительственных организаций (НПО). Как и во всякой системе, внутри нее существует своя логика. Эта логика и заставляет эти организации рыхлить почву для «цветных» революций.

После событий в Бишкеке глава коалиции НПО Кыргызстана Эдиль Байсолов не без гордости рассказывал в интервью «Нью–Йорк таймс» о ключевой роли, которую сыграли программы, финансируемые Западом. По данным Байсолова, основная часть денег поступила из Соединенных Штатов по так называемому Акту о поддержке свободы — за прошлый год эта сумма составила 12 миллионов долларов. Немецкий журнал «Шпигель» уточняет, что госдеп оплатил оборудование для телевидения в городе Ош (помните, как все начиналось?), а «Фридом хаус» подарил оппозиционерам (бывшим) типографию.

Частенько «помощь» была более направленной. «Независимая газета» пишет, что такие организации, как, опять же, «Фридом хаус», Международный республиканский институт, соросовский Институт открытого общества, перед «цветными» революциями вели работу с молодежью (которая затем становилась основной движущей силой). По словам журналистов «НГ», одни и те же сотрудники, переезжая из страны в страну, выполняли роль «инструкторов».

Это не осталось незамеченным в Ташкенте или Астане. Там вполне естественно задаются вопросом, как остановить падение домино, — власть, как известно, за просто так не отдают. Ответ на него лежит на поверхности. Байсолов и иже с ним в эйфории даже и не думают открещиваться от своих секретов полишинеля. Следующий шаг властей соседних государств тоже легко просчитывается. Вытеснение западных фондов и НПО там уже началось. На днях генпрокуратура Узбекистана возбудила уголовное дело против представительства американской «Интерньюс нетуорк», которая финансировала оппозиционные СМИ. Чуть более года назад «не прошел перерегистрацию» Фонд Сороса. По подобному пути пошел Казахстан, выдвигая юридические претензии к детищу всемирного «филантропа». Береженого Аллах бережет?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter