Розы на асфальте

В тот день Оксана Николаевна медленно шла по колхозному полю...

В тот день Оксана Николаевна медленно шла по колхозному полю. Вокруг ровным зеленым покрывалом красовались озимые. Их шевелил легкий ветерок. От этого казалось, что зеленая нива волнуется, как море. Одна волна набегала на другую и где-то разбивалась о берег. Высоко в небе звенел весенний хоровод птиц. Это был большой хор, но такой, что сердце начинало щемить. Женщина так залюбовалась весенним пробуждением природы, что не заметила, как подошла к околице родной деревни. Здесь она родилась, выросла, вышла замуж.

— Здравствуйте, Оксана Николаевна! — громко поздоровалась девушка-почтальон и вручила свежую почту. Оксана Николаевна остановилась. Ее внимание привлекла фотография на первой полосе центральной газеты. На ней был изображен улыбающийся молодой человек в рабочей спецодежде...

Обеденный перерыв закончился, а Оксана Николаевна и не подумала поесть. Выйдя на улицу, заметила, что ждут ее женщины. Давно возглавляет она свекловодческую бригаду. И все это время ее постоянными спутницами были эти уже немолодые односельчанки. Судьба всех их похожа: мужья с войны не пришли, погибли на полях сражений родные и близкие люди. Делили они горе и радость вместе.

Далеко за околицей тарахтел трактор. Вот уже который год их бригада держит первенство по району. А она, рядовая труженица, Герой Социалистического Труда. Дружная у нее бригада. Женщины трудолюбивые, злые до работы. А как они умеют петь! Всегда подружки просят ее: «Давай, Оксана, запевай!» И она начинала, а вот допеть ей не удавалось, думы уводили в те далекие времена. Вот и сегодня она запевала свою любимую: «Все с войны пришли, а моего мужа коня привели...»

Давно нет войны. А вот сердечные раны не заживают. Далеко разносилась песня, а в думах как бы листались страницы человеческой жизни. Вот и сейчас увели ее в те далекие неповторимые дни молодости. Здесь, на этой земле, она познала радость жизни. Здесь встретила своего Виктора. Помнит день, когда родился первенец. Муж тогда посадил березку и сказал: «Когда вырастет, Володе жениться пора...» Черной вестью пришла в дом война. Не знала тогда Оксана, что видит Виктора в последний раз. Долго бежала за поездом. Сын не понимал беды, было ему тогда два года.

Потом пришли немцы. Чужая речь, бомбы, снаряды. Голод и горе встали рядом. Белорусскую землю топтали немецкие сапоги. Кто мог, те ушли в партизаны, в деревне остались старики и дети.

Ночью немцы увели из дома Оксану Николаевну с сыном. Полицай донес коменданту, что она жена коммуниста. Долго пытали, спрашивали, где муж. Оксана не знала где, да если и знала бы, то не сказала. И тогда фашист приказал отнять сына. Смутно пом-нит она тот момент, когда увели дорогое, милое ее дитя. Мальчик кричал, упирался, рвался к матери, но его немецкий солдат схватил за ручку и потащил...

Очнулась Оксана Николаевна в сыром, холодном подвале. Сил не было, тело ныло от побоев. Но фашисты не оставляли ее в покое. Каждый день водили на до­прос. Били, не давали есть. Сколько продолжалось это, она не помнит. Перепутались дни и ночи.

Однажды открылась дверь подвала. Оксана Николаевна подумала: «Опять уведут». Но на сей раз был односельчанин дед Архип. Не узнал он ее. Вместо молодой женщины смотрела на него седая, старая. И узнала Оксана Николаевна, что немцы уехали из деревни. А куда сына девали, никто не видел. Кто говорил, что отправляли молодежь в Германию, может, и его вместе с ними...

После войны пришла похоронка на Виктора. Оксана Николаевна думала, что не переживет. Но человек всегда оказывается сильнее беды. Постоянно мысль жгла сердце: «Где сын? Жив ли?» Менялись времена года, шли дни за днями. Все поиски казались уже бессмысленными. И вот эта фотография молодого человека. Родное, милое лицо, знакомые глаза. Но чужая фамилия. Да и зовут его не так...

Всей деревней провожали Оксану Николаевну в далекий путь. Односельчане давали наказы, что-то советовали. Она старалась их запомнить, но, когда села в поезд, все перепуталось в голове. Страшно было. Много лет прошло со времени окончания войны, а она впервые собралась в далекую дорогу. Да ко всему этому дала телеграмму незнакомому человеку, чтобы ее встретил, ничего не объяснив о цели приезда. Стучали колеса, а женщине казалось, что это от волнения стучит сердце.

Поезд пришел в пункт назначения утром. Выйдя из вагона, Оксана Николаевна остановилась. Ее никто не встречал. Всматривалась в лица прохожих. Чужой город, незнакомые люди. В голове промелькнула мысль: «Зачем приехала?» В это мгновение она увидела человека, который с букетом белых роз также глазами кого-то искал. «Виктор!» — закричала Оксана Николаевна и бросилась к высокому человеку. «Мама!» — выдохнул он. Розы упали на асфальт. Крепкие руки обняли женщину...

Немцы бросили мальчика в сарай, где сидели люди, которых фашисты должны были отправить в Германию. Утром их всех повели и стали «грузить» в машины. В это время кто-то мальчонку отбросил в сторону, а там его подобрала незнакомая женщина. Мальчик говорил мало. Назвался Виктором. Больше ничего не сказал. Назавтра ночью Нина Ивановна (так звали женщину, подобравшую ребенка) ушла с малышом в лес к партизанам. Потом Виктора отправили самолетом через линию фронта. Так Виктор оказался в далеком краю, где он вырос и окончил школу, отслужил в рядах Советской армии. После службы вернулся в родное село. Здесь женился. Стал сам отцом. Фамилию и отчество дали ему в детдоме, а имя вместо Володи стало Виктором. По всей видимости, мальчик крепко помнил отца, а свое имя почему-то не сказал.

Смутно Виктор помнил довоенное детство. Короткое оно было. Пройдя через все испытания, совсем забыл, откуда он, кто его отец и мать. Виктор не знал даже собственной фамилии. Его воспитали чужие люди. Сейчас у него своя семья, а вот боль в сердце не проходила. Очень хотелось туда, где родился, к любимым близким людям. И когда по радио вели передачи о поисках родных, он всегда слушал их со слезами на глазах. Сознание подсказывало, что о нем тоже помнят и, наверное, ищут. И это успокаивало. Он ждал. А когда пришла телеграмма — не мог подумать по-другому: от матери!

Хорошо в деревне весной. Природа после долгой зимы просыпается, наполняя все вокруг неповторимыми красками. Оксане Николаевне казалось, что ее голова стала хмельной, сердце билось ровно, голос на этот раз не обрывался. Она пела о жизни на земле, о стойкости солдат на войне, о тех, кто за победу отдал жизнь.

Вокруг бушевала весна. Цвели сады, пахло черемухой...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter