Розы и шипы

Исследуем тему премиальных и штрафов в большом футболе
Исследуем тему премиальных и штрафов в большом футболе

За удовольствие, как известно, надо платить. Поэтому баснословные контракты, толпы поклонников и поклонниц, фотографии в газетах и журналах - лишь видимая часть жизни профессионального футболиста. Но за всем этим стоит тяжелый, упорный труд, облеченный в строгие рамки правил и требований.

Повод не требует причины

Еще Козьма Прутков утверждал, что поощрение гениальному писателю столь же необходимо, сколь необходима канифоль смычку виртуоза. А как же, скажите, гениям футбола обойтись без "смазки"? В советские времена за победы поощряли премиями, квартирами, возможностью приобрести дефицитные товары - автомобиль, телевизор, холодильник. В 1982-м, чемпионском для минских динамовцев году, игрокам улучшили жилищные условия. Несколько футболистов стали обладателями "волг". Интересно, что когда минчане в 1978-м возвращались в высшую лигу, то за это достижение они получали лишь "москвичи". Впрочем, такая же практика поощрения была во всем Советском Союзе.

А вот по части наказаний изощренности руководителей советских команд не было равных. Любовь к армейской команде, например, тотчас же пришла к капитану московского "Спартака" Сергею Ольшанскому, когда он в середине провального для ЦСКА сезона был срочно призван в ряды Советской Армии и вальс "На сопках Маньчжурии" слушал непосредственно на месте описанных в этом музыкальном произведении событий. В солдатской пилотке, с автоматом. Вагиз Хидиятуллин с содроганием вспоминал, как армейцев, за которых он сдуру тогда играл, после поражения от "Спартака" вместо бани вывезли восстанавливаться на полигон. Переодели в военную форму, выдали деревянные болванки вместо гранат, загнали в окопы и... пустили на "салаг" танки. Выждав, когда боевые машины пройдут над головой, бойцы "поражали" их деревяшками с криками: "Спартак", получай!"

И если советские специалисты были весьма изобретательны в способах наказания, то их зарубежные коллеги не менее изощрены в изобретении поводов для штрафа. В раздевалке, к примеру, немецкого клуба "Карлсруэ" вместо привычной турнирной таблицы висят расценки за прегрешения. Так, опоздание на тренировку оценивается в 50 евро за минуту, мяч между ног у футболиста проскочил при игре в квадрат - 5 евро положи, более 20 касаний партнеров без перехвата мяча - еще "пятерочка", и т.д. и т.п. Виталия Кутузова в минувшем сезоне в "Авеллино" наказали штрафом за то, что "Кутик" в клубный автобус после тренера, последним, вошел. Хотя до времени отправления еще оставалось несколько минут. Правда, что 25 евро Кутузова в сравнении со 100.000, заплаченными год назад аргентинцем Фернандесом в кассу дортмундской "Боруссии", когда аргентинский защитник уехал без спроса на родину? Сергей Юран отдал в свое время 5.000 марок "Бохуму" за то, что без разрешения клубного начальства уехал играть за сборную России. Просто зверски штрафуют футболистов за лишний вес. Россияне оценивают кг жира до 500 евро, а Дидье Дешам в "Монако" в минувшем сезоне и вовсе "загнул" по 500 у.е. за каждые лишние 100 граммов! Лучший друг Международного олимпийского комитета кока-кола, как и другие сильногазированные напитки, рассказывал Александр Глеб, не приветствуются в клубах бундеслиги. Там считают, что бокал пива или сухого вина за ужином лучше, чем эта гремучая смесь. В противном случае за любовь надо заплатить 100 условных единиц. В мадридском "Реале" штрафуют за тренировки с прохладцей, некорректную игру, нереализованный пенальти, пас вратарю, даже запрещают жениться по ходу сезона! А в скромном английском "Сандерленде" клубные крохоборы додумались штрафовать за обмен майками с соперниками. 200 фунтов стоит "чейндж", а ведь красная цена той маечки - копейки... Но самый популярный штраф сейчас - за звонки по мобильному. Штрафуют во всех клубах. Даже в сборной Англии Эрикссон, которого, видимо, тоже "достали" любители поговорить, требует с игроков по 50 фунтов за звонок.

Анатолий Байдачный: "Святых игроков нет!"

За плечами нынешнего главного тренера национальной команды Беларуси выступления в различных сборных Советского Союза, московском и минском "Динамо", тренерская работа в России, на Кипре, в Сирии, Кувейте. Анатолию Николаевичу есть что вспомнить и сравнить

: "Когда я сам играл в сборных СССР, то тогда главным стимулом было само попадание в эти команды. Огромная страна, множество великолепных футболистов. Поэтому даже в юношеские сборные случайные игроки не попадали. Естественно, нам платили и деньги. Маленькие по нынешним меркам, но в то время, когда народ жил не очень богато, это многое значило. Когда меня, девятиклассника, взяли в московское "Динамо", то сразу определили зарплату в 130 рублей. Большие тогда для моей семьи деньги! Но каких-то особых привилегий, избалованности у футболистов в то время не было, хотя требования были очень высокими. Как сейчас помню, что за выход в финал Кубка обладателей кубков дали по 300 долларов тем одиннадцати, кто играл, и по 150 тому, кто находился в резерве. За 2-е место на чемпионате Европы получили по 400 "баксов". Сегодня эти цифры вызывают дикий смех. Но для нас тогда это считалось нормальным. Можно было себе джинсы, костюм купить, одеться красиво. Да и игра в такой команде, как московское "Динамо", давала возможность часто ездить за границу. А за 100 - 150 долларов суточных можно было что-то прикупить там, привезти на продажу, деньги заработать. А что? Такая жизнь была, и никуда от этого не денешься! За победы в матчах мы получали, как сейчас помню, по 56 рублей 40 копеек после всех вычетов. И была система, когда нам какой-то процентик отчисляли со сборов на матч. Тогда ведь ходило на стадионы тысяч по 40 - 50 зрителей. Нам однажды, только смеяться можно, по 3 рубля 78 копеек заплатили, как раз на бутылку водки получалось. Так что каких-то особых излишеств мы не имели, а вот наказания были большими. Любая неудача, а к ней отнесли даже 2-е место в Европе, влекла за собой наказания: увольнение тренеров, отчисление из сборной игроков. Понижали заработную плату. Получал, допустим, ставку в 250 рублей, тебя могли перевести на 160, 130. Вот в жизни Юрия Курненина был курьезный случай. Он, играя за дубль московского "Динамо", когда только попал туда, получал 60 рублей в месяц. И однажды, когда мылся в душе после игры, сказал: "Ух, как я устал!" Услышал это второй тренер команды: "Ах, так ты уже устал, наверное, много получаешь?" И полгода после этого Юрий зарабатывал по 15 рублей! То есть отношение к людям было не то что жесткое - даже жестокое. А, кроме того, были и другие специфические методы воспитания. Я сам просидел 10 суток на гауптвахте, а потом 2 месяца в воинской части отслужил. Это результат конфликтной ситуации, после которой уехал в минское "Динамо". Или, допустим, хотел динамовец перейти в "Спартак". Тогда ему сразу же напоминали, что он офицер и вполне может по приказу охранять людей и объекты где-либо в районе Магадана.

Когда работал в Сирии, там была система стимулирования, похожая на советскую. Выиграл - ты герой, проиграл - враг народа! Когда мы победили в чемпионате Азии, то футболистам подарили по квартире, денег дали. А у них страна небогатая, пока жильем парень не обеспечен, жениться нельзя. Так что люди сразу получили возможность устроить свою судьбу. Однако, когда проиграли на чемпионате мира, то у игроков на таможне отобрали все, что они с собой везли.

В сегодняшней России, конечно, и контракты, и премиальные совершенно другие. В среднем заработная плата у игроков от 15 до 50 - 60 тысяч долларов в месяц. Естественно, в зависимости от клуба. И премиальные у всех разные. Но получается где-то от 5 до 10 тысяч долларов за победу в матче. Что касается наказаний за провинности, то каких-то регламентирующих требований нет, поэтому придумывают сами. Мы, например, составляли моральный кодекс футболиста, штрафовали за опоздания на тренировки, плохое поведение на них, нарушения спортивного режима, за немотивированные желтые и красные карточки в игре и т.д. Что касается наиболее "отличившихся" в этом плане, то я скажу, что все мы не без греха. У всех были нарушения, всех наказывали. И меня, и Пудышева, и Курненина, даже Румбутиса. Я не видел ни одного святого футболиста за всю свою жизнь! Дело в другом: кому-то тренеры многое прощали, других всегда наказывали. Все зависит от качества игры! Сколько раз, помню, вызывали к начальству Прокопенко. Вот, мол, завтра играешь в последний раз. Сыграешь плохо - накажем, выгоним из команды. Вышел Прокоп, забил, выиграли - все нормально, простили. Что касается штрафов, то эти деньги шли в отдельную командную кассу, ею в Минске заведовал Румбутис. Расходовались они на дополнительное питание, потому что выделявшихся на это средств все-таки не хватало, на различные походы в кино, театры. Сейчас в России все по-другому. Ты просто приходишь и недополучаешь эти деньги. Никаких касс, никуда не надо ничего вносить.

Что касается в целом этой темы, то мое личное мнение всегда было, есть и будет заключаться в следующем: большое извращение по отношению к футболу - это так называемые подъемные. Я считаю, что деньги надо зарабатывать. И когда пришел в сочинскую "Жемчужину", то сразу за счет этих "подъемных" средств увеличил сумму премиальных. Выходи на поле, отыграй, выиграй и получай эти деньги! А просто подписать контракт и иметь немалые суммы? Тем более с нашими менталитетом и сознанием... Да, многие игроки получали эти деньги и переставали играть.

Был у меня футболист Костя Коваленко. Белорус, кстати. Игрок очень хороший, но разгильдяй редкостный. Ох и попортил крови он нам! Было это, когда новороссийский "Черноморец" поехал на сбор в Италию. Там играли товарищеский матч с командой серии "В" "Пескара". Игра подходит к концу и минут за 15 до ее окончания выходит на замену Коваленко. Не успел он толком поиграть, как грубо сносит соперника. Красная карточка, скандал, итальянцы возмущаются. Надо реагировать, а грехов у Коваленко всегда хватало. Проводим собрание: ты такой-сякой, что можешь сказать в свое оправдание? Он встает. Да, ребята, виноват, больше не буду и сразу: прошу прощения у всего итальянского народа за этот проступок... Все так и грохнули со смеху. Ну раз у всего народа прощения попросил, надо помиловать. После собрания мы с тренерами решили прогуляться по городу, там зашли в один барчик выпить по чашечке кофе. Народу вроде никого, собираемся выходить, а хозяин показывает: мол, так ваши ж здесь, за ширмочкой. Юра Аджем, второй тренер, заглядывает туда, а там Костя Коваленко, расслабленный, в кресле развалившись, сидит. В руке - большой бокал пива, во рту - сигарета. Увидел Аджема, но не растерялся: "Юрий Николаевич, я ж не могу вот так сразу исправиться!"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter