Если и есть рай на земле, так он в розовом саду Юлии Тадеуш

Розовый рай

Если и есть рай на земле, так он, по моему мнению, в розовом саду Юлии Тадеуш. Только представьте: здесь одновременно зацветает более 270 (!) сортов роз. А кустов–то и еще больше. И на них всевозможной расцветки и размера цветы — от совсем крохотных, чуть более 1 см в диаметре, до огромных, достигающих 18 см.



Юлия — знаменитый на всю страну розовод. А еще художник, практикующий ландшафтный дизайнер, до этого много лет проработавший... в строительстве. Да и как иначе, ведь родилась она в семье потомственных — в четвертом поколении — строителей. Но все детство, как вспоминает, провела за мольбертом и окончила Минское государственное художественное училище им. А.К.Глебова. Работала ведущим дизайнером в крупной строительной фирме. Заправки, торговые центры... А когда надоело работать с бездушным металлом и пластиком, взялась за интерьеры и ландшафт. Теперь это и хобби, и профессия. Она сочетает страсть коллекционера и глаз ландшафтного дизайнера. И всем говорит, что у нее не коллекция, а розовый сад. Кстати, именно такая табличка и прикреплена к калитке.

Сегодня на месте старенькой в 6,5 сотки родительской дачи — роскошный розарий. Сюда едут экскурсионные автобусы из всех стран ближнего зарубежья. Вот и вместе со мной были россияне с туром «Зеленая стрела».

Участок в поселке Колодищи достался дизайнеру в наследство от дедушки — уникального человека. Юлия долго не могла свыкнуться с мыслью, что его больше нет: казалось, что, как и прежде, он наблюдает за ней со второго этажа. Корит или ободряет. О детстве хранят память лишь куст белоснежной невесты–гортензии, скворечник да темно–красная дедушкина роза, которой уже более 30 лет...

Юлия охотно делится опытом, в том числе и на страницах своих замечательных книг. Почему розы? Хозяйка на секунду призадумалась, а потом ответила. Причина не в том, что это самый популярный цветок. Скорее, в той магии, которой он зачаровывает. А еще он чем–то похож на нее саму. Особенно немецкая роза «Жасмина». Нежнейшие бледно–розовые цветы, слегка капризные, но красивые и с невероятно нежным и тонким ароматом. К тому же у розового настроения — свой цвет. Сегодня хочется подходить и разговаривать с белыми розами, завтра — с фиолетовыми или оранжевыми...


«Розовой болезнью» Юлия заразилась около 20 лет назад. В одном из номеров журнала «Мой прекрасный сад» увидела совсем не похожую на привычных розовых красавиц желтую розу «Грахам Томас». Так и началось. Вообще, в саду у Юлии полно и других культур: тюльпановое дерево и пестролистный клен, крупные клематисы соседствуют с мелкими, разноцветные герани и хосты, наперстянки, шалфеи, вероники, астильбы, флоксы... Но фавориты,  безусловно, розы.

Каждого, кто заходит на участок, первой встречает горделивая и неприступная (у нее даже листья колючие) плетистая роза «Алоха» с махровыми (до 40 лепестков в одном бутоне и диаметром до 10 см) цветками абрикосового цвета с темно–розовыми краями. Ее сладко–фруктовый насыщенный аромат так и пьянит.

Сам участок в стиле английских садов со свободной планировкой: линии посадок плавными изгибами его огибают. В результате он открывается не сразу, отчего и кажется больше. Но кажущаяся легкость компановки — многолетний труд. Вначале Юлия рисовала и клеила картинки, представляя возможную перспективу. В ее понимании сад — это нечто живое: одно ушло, другое пришло. Розы высажены почти вплотную друг к другу: они любят общение. Считается, что с агрономической точки зрения это неправильно. Но в реальности в миксовых посадках растения защищают и поддерживают друг дружку. Разные культуры — разные недуги и вредители. А у монокультур — одни и те же напасти, и справиться с ними тогда намного сложнее. Да и нужен ли стерильный сад?

Приходится больше внимания уделять агротехнике. В том числе подкормкам: розы любят органику. Опытные цветоводы знают, что для розовых красавиц нет ничего лучше навоза. Конский можно использовать практически свежим, раскладывая его ранней весной между кустами. Куриный и коровий надо настаивать не меньше недели, а затем разводить соответственно 1:20 и 1:10. Не менее полезны и зеленые настои, особенно из крапивы. В «зеленку» можно добавить стакан золы или калийное удобрение. Разводить такой настой надо 1:10. Настоем крапивы можно как обрабатывать розы по листьям, так и поливать под корень.

Минеральные азотные удобрения Юлия использует только ранней весной, после весенней обрезки, давая около 30 г под куст. Летом, кроме органики, обрабатывает розы по листьям жидким удобрением «Бонафорте для роз». Во второй половине лета и осенью, чтобы растения лучше подготовились к зиме, вносит фосфор и калий.


Дитя солнца


Все знают, что розы любят тепло и солнце. В глухой тени, отбрасываемой домом или другими постройками, розовые кусты сажать нельзя: они плохо растут, позже зацветают, чаще болеют и образуют слепые побеги.

Но и полностью открытый участок тоже неидеален. На жарком солнце нежные лепестки могут запекаться, а цветы быстрее отцветать. Желательно, чтобы в полуденные часы растения все же находились в легком притенении.

Хорошо, если с севера цветы будут закрыты высокими кустарниками или стеной дома — это убережет их от холодных северных ветров. Розы не любят ни сквозняков, ни застойных мест. Плохая циркуляция воздуха ускоряет развитие грибковых заболеваний. Поэтому, перед тем как приступить к созданию розария, необходимо оценить выбранное для него место — определить стороны света, уровень освещенности, состав почвы и так далее.

Посадка роз — целый ритуал. Ведь от того, как все сделано, зависит, будут ли долгожителями розовые кусты. Яму Юлия выкапывает 50 на 50 см. Заполняет ее специальной покупной почвой для роз и перепревшим конским навозом. А чтобы обезопасить от всевозможных цветочных напастей, в каждую добавляет еще по 2 таблетки «Глеоклодина». Корни растений (для лучшей приживаемости) окунает в раствор «Корневина» или «Гумматов». И предпочитает мокрый способ посадки, высаживая саженец в буквальном смысле в грязь. Растения заглубляет на 3 — 5 см ниже прививки, а затем еще и окучивает, оставив лишь 7 — 10 см стволика. Окучивание защищает саженцы от высушивания и весенних заморозков. И убирать грунт не надо: через пару поливов он сам осядет.

Роза никогда не вырастет у нетерпеливого или невнимательного хозяина. В первый год после посадки она формирует корни. Поэтому первые бутоны, как бы жалко их не было, все же лучше оборвать. На второй сезон растение наращивает массу, а на третий — цветет. Но в полную силу розовый куст зацветает только на пятый год.


Защитники прекрасного


— Розы невозможно посадить под колпак и добиться того, чтобы их совсем не поражали грибы, но их можно сделать сильнее, повысив их иммунитет, — продолжает экскурсию по саду Юлия. — И совсем необязательно делать ставку только на химию. Различные подкормки помогут цветам стать устойчивее к болезням. Например, калий делает листья более жесткими, а значит, грибам сложнее проникнуть в клетки растения. Не менее важны и различные стимуляторы, в том числе янтарная кислота.

До цветения раз в неделю Юлия обрабатывает растения «Бонофорте». Споры грибов были, есть и будут в саду всегда: мы же не живем в стерильной изоляции. Скажем, черная пятнистость всегда выжидает подходящую погоду. Особенно если лето дождливое, как теперь. Но в наших силах свести ее вред к минимуму. Спасением и защитой могут быть профилактические обработки «Фальконом». Этот препарат помогает от многих видов грибов, ржавчины, мучнистой росы, профилактически работает от черной и других пятнистостей. Хорошо справляется с пятнистостями и «Скор». От мучнистой росы помогут «Строби», «Топа», тот же «Скор», а также «Топсин М» и «Ридомил Голд». Против ложной мучнистой росы больше всего помогает чередование «Превикура» и «Профит Голда».

Юлия в обязательном порядке мульчирует розарий. По осени — конским навозом: он и как утеплитель, и как питание. Многие цветоводы мульчируют розы скошенной травой, но в таком приеме Юлия видит минус — сырости становится больше. Когда замечает под кустами плесень, засыпает основание растений смесью песка и золы. Иногда использует этот состав и перед укрытием. На зиму розы не обрезает (каждая ранка — это открытые врата для инфекции), но в обязательном порядке удаляет все до единого листья. Во–первых, они — источник болезней, во–вторых, лишней влаги под укрытием.

Так как розы в саду растут близко друг от друга, Юлия объединяет их в большие группы и укрывает спанбондом. Главные защитники растений зимой — земля, воздух, нетканый материал, конечно же, снег. Поэтому не надо туго пеленать розовых красавиц спанбондом: сам по себе он не греет. Розы нужно укрывать туннелями, по дугам, захватывая землю вокруг кустов. И чем больше площадь укрытия, тем лучше зимуют растения. Именно поэтому одиночные кусты всегда перезимовывают хуже, чем большой розарий. Спанбонд выравнивает температуру под укрытием, не давая земле быстро остывать. Юлия укрывает несколькими слоями нетканого материала, плотность которого 40 — 60 г/кв. м. Поскольку он дышит, то есть пропускает воздух, укрывать розы можно, не дожидаясь минусовых температур, хотя легкая закалка им не повредит. Весной же не торопитесь снимать укрытие: под спанбондом розы не сопреют.

А еще Юлия убеждена, что с возрастом розы, как и люди, переехав в страну с другим климатом, адаптируются и, пройдя акклиматизацию и окрепнув, намного лучше переносят как жаркую, так и холодную погоду.


Индивидуальный прикид


За секатор Юлия берется уже весной, когда видно, как и с какими потерями растения перезимовали. А поскольку каждая роза стареет по–своему, то и кардинальная обрезка индивидуальна: кому–то — раз в 3 — 4 года, а кому–то — и в 6 — 7 лет.

Для начала надо понять, что у весенней обрезки есть несколько предназначений: санитарная, омолаживающая и формирующая. С санитарной практически всегда все понятно. Видим поломанные и явно погибшие ветви и смело режем их до здоровой ткани. Затем смотрим, есть ли инфекционные ожоги. Сразу обрезать можно те побеги, которых полностью окольцевали пятна. Неокольцованные же ветви можно оставить, обработав медьсодержащими препаратами.

Закончив с санитарной обрезкой, переходим к омолаживающей. Она нужна розам, которым больше пяти лет. Старый побег вырезается полностью или укорачивается до самого нижнего сильного побега второго порядка. Но как разобраться, что считать старым побегом?

— Раньше нас учили: побеги старше 3 — 5 лет — старые, — объясняет Юлия. — Но мой опыт показывает, что так можно относиться лишь к чайно–гибридным розам. Шрабы и плетистые розы зачастую лучше всего цветут именно на этих побегах. У них я начинаю вырезать побеги, которым более 7 лет.

После омолаживающей переходим к формирующей обрезке. И она, пожалуй, самая сложная. Обрезка может быть сильной (когда куст обрезается достаточно низко), средней и слабой. Сама Юлия предпочитает комбинированную обрезку. В среднем практически любой куст (кроме плетистых, почвопокровных и старинных роз) обрезается у нее на одну треть высоты побегов. Сильно укорачивает лишь некоторые старые сорта чайно–гибридных роз.

Есть четкое правило: когда обрезаешь побег — контролируй, в какую сторону смотрит почка, на которую ты обрезаешь. Потому что в эту сторону и начнет расти новый побег. Это один из самых эффективных способов формирования куста.

Еще очень четко нужно понимать, что чем тоньше побег, тем ниже его можно обрезать. Проще всего начать обрезку с самого тонкого и самого высокого побега. Юлия сначала задает необходимую для куста общую высоту, укоротив несколько самых высоких побегов. Затем обследует растение и вырезает самые мелкие, которые не дадут цветоносов. Осматривает середину куста и вырезает слабые и загущающие середину ветви. Дальше смотрит на общую форму куста.

— Я люблю, когда первая волна цветения роз растянута во времени, — продолжает тему Юлия. — Сколько бы мне ни рассказывали про повторное цветение, мое глубокое убеждение: самая обильная и роскошная волна именно первая. Для этого куст обрезается как бы лесенкой, одновременно надо придавать ему округлый вид.

Калейдоскоп цветов и форм


Лучшими сортами для нашего климата Юлия считает розы английского селекционера Дэвида Остина. Они для людей, которые любят романтику. Очень ароматные, красивые цветы старинной формы, густомахровые, со сложными оттенками цвета. Нежная «Грейс», элегантная леди «Эмма Гамильтон», яркая принцесса «Маргарет». Имена у английских роз знатные, а вот традиционной чопорности в них нет ни капли.

Хорошо выдерживают наши условия и воспитанницы немецкого селекционера Кордеса. «Француженок» же, как шутит Юлия, надо перепрививать на отечественный подвой. Украшение участка — штамбовые розы. В нашем климате штамбы не зимуют в вертикальном положении — на зиму их нужно пригибать к земле и укрывать. «Старушка» — 11–летняя роза «Эксельса»: ствол у нее в руку толщиной. Тем не менее каждую осень Юлия укладывает ее на землю под углом в 45 градусов и укрывает дощатым «домиком», а поверх него спанбондом. Первые годы корни с одной стороны приходилось подрезать. Но потом растение приспособилось, поняло, что от него требуется, и с того бока уже не прирастает. Гнуть растение нужно в одну и ту же сторону. Пожалуй, самые красивые на штамбе — мелкоцветковые розы. Есть среди них и плакучие виды.

У каждой розы — свой аромат и свое очарование. Амаретто, яблоко, цитрусы... Самые лучшие, по мнению розовода, запахи у «Ясмины» и «Амаретты». А титул «Леди–совершенство» Юлия присудила бы розе «Э шропшие Лэд». У нее персиково–розовые цветки чашевидной формы, бледнеющие к краям, и по мере распускания цветка внешние лепестки отгибаются вниз. Сильный фруктовый аромат напоминает чайная роза. Декоративны и крупные блестящие листья. Эта роза сочетает в себе силу роста и две очень обильные волны цветения за сезон. Превосходно подходит для посадки у стены и легко завьет небольшую арку. Также хорошо смотрится и без опоры, образуя аккуратный куст с поникающими побегами–дугами.

Что касается плетистых роз, то для успешного разведения нужно знать об одной их особенности: чем равномернее освещена плеть, тем больше образуется цветочных почек по всей длине побега. Поэтому лучше всего располагать их ветви горизонтально или хотя бы с небольшим наклоном. И еще один интересный прием — плетистую розу можно использовать в качестве почвопокровного растения. Особенно выигрышно это будет выглядеть на склоне. Побеги просто уложите на землю, а еще лучше слегка приподнимите и закрепите на невысоких дугах. Река цветов!

Покупая новые розы, Юлия их сразу не высаживает в сад: старые «жильцы» не дадут им нормально развиваться. Поэтому первые год–два они растут в контейнерах, в так называемой школе для растений.

Есть мнение, что трава угнетает развитие роз. Но, глядя на роскошный розарий Юлии, как–то в это не верится. Розы прекрасно растут на газоне. Просто нужно оставить вокруг куста или штамба свободный приствольный круг, чтобы удобно было ухаживать за растением, а затем его покрывать мульчей, чтобы земля не пересыхала.

Обойдя весь сад и вволю налюбовавшись розами, мы пили чай с тортом с... розовыми лепестками. А на прощание Юлия поделилась главным секретом: «Любите свой сад, относитесь к нему как к живому, слушайте, что он вам говорит, и наблюдайте за ним. И тогда он будет терпеть (и понимать) нашу занятость и какие–то огрехи в уходе. Это поможет вам подружиться с ним, понять, что он хочет, и почувствовать себя в полной гармонии».


СОВЕТ «СБ»

Когда роза отцветет полностью, нужно обрезать всю кисть до первого хорошо развитого пятилистника.

nvt–09@rambler.ru

Советская Белоруссия № 145 (25027). Суббота, 30 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter