Розовый домик

Сериалы с Анной Шадриной
Неизгладимый след в душе оставил фильм Алены Демьяненко «Казароза». Яркий пример того, что и сериал может стать произведением искусства, если каждый из собравшихся на съемочной площадке занимает свое место.

Тем временем стартовавший на этой неделе в эфире Первого Национального телеканала «Золотой теленок» Ульяны Шилкиной вызвал у критиков серьезные разногласия в поисках «крайнего». Некоторые связывают рейтинговый провал сериала с неопытностью и юностью режиссера. Их оппоненты, наоборот, хвалят Шилкину за смелость. А больше всего винят центральную фигуру картины — Олега Меньшикова. Мол, актер не играл, а декламировал и нагнетал нервозность на площадке, сбивая с толку коллег. То ему жарко, то холодно — за звездными капризами роли так и не заметил... Есть и такие, кто убежден, что гениальное произведение Ильфа и Петрова ничем испортить невозможно — они предлагают не ждать от сериала чудес, а воспринимать его как аудиовизуального помощника для ленивых...

Все перечисленные мнения лишь подтверждают факт: кино не удалось. Потому что если фильм действительно получился (как в случае с сериалом «Казароза»), то двух мнений быть не может. А в картине Алены Демьяненко нет ни одной «средней» работы.

Конечно, драматургия, предложенная автором одноименного романа Леонидом Юзефовичем (его предыдущая работа — сценарий для сериала «Гибель Империи»), дает возможность талантливому художнику раскрыться в полную силу. Хронологическая композиция, выстроенная в лучших традициях детективного жанра, атмосфера Серебряного века, переданная в деталях, тонко подобранная музыка — все это рождает мистический эффект, под власть которого попадает зритель. Я уже не говорю об актерских работах. Один только эпизодик с Лией Ахеджаковой (в котором постаревшая Соня встречает возлюбленного после полувековой разлуки, но тот ее не узнает) уже достоин «Оскара». Владислав Галкин, сыгравший главного героя — эсперантиста Свечникова, влюбленного в певицу Казарозу, после «Мастера и Маргариты» вновь подтвердил свое реноме большого артиста. И — ах! — Оксана Фандера... Жаль, что так непростительно мало снимают актрису со столь необычными внешними данными. Впрочем, она и сама согласится работать далеко не с любым режиссером. Оттого каждая ее новая роль — сущий подарок для зрителей. Кстати, на одном из неофициальных сайтов Оксаны я вычитала любопытный факт. Оказывается, первой ролью Фандеры в кино был эпизод в «Приключениях Электроника». Правда, не уточняется, кого она там сыграла. Видимо, Оксанина роль в любимом фильме моего детства слишком мала — обнаружить ее фамилию в титрах так и не удалось...

Интересно, что сюжет романа Леонида Юзефовича о расколе в обществе эсперантистов хоть и придуман автором, но все же основан на реальных фактах. Певица Казароза (в переводе с испанского ее удивительная фамилия означает «розовый домик») действительно существовала и была популярна. Она пела и танцевала босиком, как Айседора Дункан. Свои стихи ей посвящал сам Александр Блок. А Леониду Юзефовичу она приходится двоюродной бабушкой. Правда, на самом деле Казарозу звали не Зинаидой, как в фильме, а Беллой. И ее вовсе не застрелили — она покончила с собой в эмиграции. Не смогла пережить смерти сына, ухода мужа и утраты былой славы... Согласитесь, реальная фактура настолько богата, что ее хватило бы еще на один сериал. Но Юзефович не задавался целью написать документальное произведение. Искусно перетасовав факты, он создал удивительную детективную историю, заставив зрителей «Казарозы» ждать развязки затаив дыхание.

Пишите на Anna@sb.by. И до следующей субботы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter