Розница расправляет сети

Большие магазины малых городов: почему ретелеры хотят прийти в регионы

В небольших населенных пунктах и агрогородках появятся десятки супермаркетов. Первый такой магазин площадью около трех тысяч квадратных метров примет посетителей в Шклове уже летом 2018 года. О таких планах недавно говорил председатель совета директоров ООО «Табак-инвест» Павел Топузидис. На встрече с Президентом поднимался один важный вопрос: создание качественно новой торговой сети. У потребителя, независимо от места его проживания, должен быть выбор. Ретейлеры, пресытившие розничные рынки крупных городов, теперь заинтересованы в расширении своего бизнеса. Двигаться в регионы и открывать там магазины — другой перспективы для развития у них нет.

фото Kartin6d7ra.savoylight

Давно пора. В стране более 100 тысяч объектов торговли, а выбор у сельского жителя все равно небольшой. Причем не только продуктов питания, но и промтоваров, одежды, обуви. Ассортимент не так богат, а цены порой выше, чем в городских торговых точках. Так происходит из-за того, что конкурентная среда там не самая развитая — за потребителя на селе бороться не нужно, поэтому и подкрутить цену вверх продавцы считают делом не зазорным. Это в городе мы выбираем, в какой из пяти ближайших крупных магазинов зайти.  На селе не до жиру — что лежит на полке, то и бери. 

Поверьте, я знаю, о чем говорю. В деревне в пятнадцати километрах от Витебска живет дальняя родственница — женщина преклонного возраста. Продукты питания и другие товары к ней везу именно из Витебска. В противном случае переплата оказывается довольно существенной. 

Нет, мне не сложно прогуляться по витебским торговым центрам. Даже приятно. Мне непонятно, почему я не могу купить все на месте? В местных магазинчиках, а здесь их два, разнообразный выбор разве что алкогольных напитков. В одном, вспоминает родственница, раньше было два отделения — с продуктами питания и промтоварами. Но со временем они «скукожились» до одного отдела. 

Чем сельчанин хуже горожанина, которого он в общем-то и кормит? Ничем. И пилотный проект по комплексному торговому обслуживанию населения, проживающего в сельской местности и небольших населенных пунктах, — еще один шаг навстречу человеку. Основная мысль новшества — в райцентре должен быть приличный торговый центр, который станет распределительным по всему району. В агрогородках должны быть магазины поменьше, но тоже с богатым ассортиментом. Товар, который есть в Минске, должен быть доступен для сельчан. Следующий шаг — привести в порядок работающие магазины больших деревень, которые были когда-то центрами колхозов, совхозов. 

Небольшие деревушки, которые было принято называть неперспективными, тоже не должны остаться за бортом жизни. В них должны приезжать как минимум автолавки. Бизнес на селе может успешно развиваться, и не только торговля, но и различные дополнительные услуги. Задача всех таких мероприятий — обеспечить новый уровень обслуживания, расширить ассортимент товаров. Триста наименований по номенклатурному списку для магазина в деревне — разве это справедливо? 

Не берусь рассуждать о развитии и рентабельности крупнейших торговых сетей, конкурентной борьбе между ними. Пусть этим занимаются эксперты. Зато вижу, что магазины на селе закрываются. И это при том, что социальные стандарты в среднем по стране у нас  соблюдаются. Знаю, что потребкооперация имеет право закрывать магазины в деревнях, где проживает до 200 человек. И таких населенных пунктов с каждым годом становится все больше. В системе потребкооперации более 9000 магазинов, две трети из которых — на селе. Можно только предположить, сколько торговых точек может в перспективе исчезнуть с торговой карты страны. Мелкий частник тоже это место занимать не спешит. 

Проект, конечно, замечательный. Но пока в стадии разработки. Если он оправдает себя в одном районе, то распространится на всю страну. Возможно, со временем уровень обслуживания и ассортимент товаров в магазинах небольших населенных пунктов подтянется до городского. Пока же планы воплощаются в жизнь, акции, скидки и другие приятные бонусы при покупке остаются уделом горожанина.

misnilena@yandex.ru
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Есть два варианта решения данной проблемы и я их озвучивал,но не детально,а потому повторюсь---открытие сетевых магазинов в райцентрах  окончательно убьёт село,забрав у того последнюю возможность худо-бедно жить. Напротив,дав возможность перерабатывать часть своей продукции для себя и поставки её в райцентры и ближайшим соседям,получа- ем дополнительные рабочие места,зарплаты,налоги и низкие цены,потому,как исчезает огромная транспортная составляющая. Далее,открытие в райцентрах филиалов ,,Беллегпрома,, решит проблему ширпотреба,а открытие цехов  по производству металлической мелочёвки,типа гвозди,шурупы,молотки,ключи и пр. закроет и эту нишу. Вот для осуществления этого проекта и требуется политическая воля и бюджетные деньги. В противном,село и дальше будет загибаться. Не верите? Как хотите.......,но очень скоро убедитесь в правоте моих слов. Есть ещё возможность объединить сетевиков с селом,дав возможность последним поставлять свою продукцию переработанную на селе,как я написал выше,  в торговую сеть в приоритетном порядке. Больше вариантов не вижу.
Александр,53,Бобруйск
Да,ещё без проблем можно в каждом райцентре,да хучь в агрогородке,организовать небольшие мебельные производства.  Примеров небольших производств в Европе море,так почему не перенять их опыт!?
пенсионер, за 60, Россия
Трудно не согласиться с Александром из Бобруйска. Ну откроете вы сетевой маркет в поселке с 2-3 тысячами человек, у которых и постоянных зарплат нет. Моя племянница, пенсионер, живет в таком, в 100 км от Гомеля. Ничего кроме хлеба позволить себе не может в магазине. Остальное добирает личным хозяйством.  Когда-то, у них, мебельный цех производил продукцию, которая расходилась по всему Советскому Союзу. Работали и зарабатывали. С другой стороны, автор указывает на скудность ассортимента поселковых магазинчиков. Сейчас они частные, поэтому хозяин считает деньги и не может завозить то, что быстро портится, что является деликатесом и не найдет своего потребителя. И опять прав Александр, может есть резон производить продукцию на месте. Ту же сметану и масло. Испокон веков жители таких поселков заготавливали для себя все сами. В конечном счете, продукция их, для себя, по качеству не уступала магазинным продуктам. Я имею в виду продукты животноводства и овощи.  Александр обрисовал принципиальную схему, которую можно довести до ума. И она более жизнеспособна, чем размещать сеть известного бренда в селе, где у населения туго с деньгами, в сомнительной надежде на приезжих дачников.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?