Большие магазины малых городов: почему ретелеры хотят прийти в регионы

Розница расправляет сети

В небольших населенных пунктах и агрогородках появятся десятки супермаркетов. Первый такой магазин площадью около трех тысяч квадратных метров примет посетителей в Шклове уже летом 2018 года. О таких планах недавно говорил председатель совета директоров ООО «Табак-инвест» Павел Топузидис. На встрече с Президентом поднимался один важный вопрос: создание качественно новой торговой сети. У потребителя, независимо от места его проживания, должен быть выбор. Ретейлеры, пресытившие розничные рынки крупных городов, теперь заинтересованы в расширении своего бизнеса. Двигаться в регионы и открывать там магазины — другой перспективы для развития у них нет.

фото Kartin6d7ra.savoylight

Давно пора. В стране более 100 тысяч объектов торговли, а выбор у сельского жителя все равно небольшой. Причем не только продуктов питания, но и промтоваров, одежды, обуви. Ассортимент не так богат, а цены порой выше, чем в городских торговых точках. Так происходит из-за того, что конкурентная среда там не самая развитая — за потребителя на селе бороться не нужно, поэтому и подкрутить цену вверх продавцы считают делом не зазорным. Это в городе мы выбираем, в какой из пяти ближайших крупных магазинов зайти.  На селе не до жиру — что лежит на полке, то и бери. 

Поверьте, я знаю, о чем говорю. В деревне в пятнадцати километрах от Витебска живет дальняя родственница — женщина преклонного возраста. Продукты питания и другие товары к ней везу именно из Витебска. В противном случае переплата оказывается довольно существенной. 

Нет, мне не сложно прогуляться по витебским торговым центрам. Даже приятно. Мне непонятно, почему я не могу купить все на месте? В местных магазинчиках, а здесь их два, разнообразный выбор разве что алкогольных напитков. В одном, вспоминает родственница, раньше было два отделения — с продуктами питания и промтоварами. Но со временем они «скукожились» до одного отдела. 

Чем сельчанин хуже горожанина, которого он в общем-то и кормит? Ничем. И пилотный проект по комплексному торговому обслуживанию населения, проживающего в сельской местности и небольших населенных пунктах, — еще один шаг навстречу человеку. Основная мысль новшества — в райцентре должен быть приличный торговый центр, который станет распределительным по всему району. В агрогородках должны быть магазины поменьше, но тоже с богатым ассортиментом. Товар, который есть в Минске, должен быть доступен для сельчан. Следующий шаг — привести в порядок работающие магазины больших деревень, которые были когда-то центрами колхозов, совхозов. 

Небольшие деревушки, которые было принято называть неперспективными, тоже не должны остаться за бортом жизни. В них должны приезжать как минимум автолавки. Бизнес на селе может успешно развиваться, и не только торговля, но и различные дополнительные услуги. Задача всех таких мероприятий — обеспечить новый уровень обслуживания, расширить ассортимент товаров. Триста наименований по номенклатурному списку для магазина в деревне — разве это справедливо? 

Не берусь рассуждать о развитии и рентабельности крупнейших торговых сетей, конкурентной борьбе между ними. Пусть этим занимаются эксперты. Зато вижу, что магазины на селе закрываются. И это при том, что социальные стандарты в среднем по стране у нас  соблюдаются. Знаю, что потребкооперация имеет право закрывать магазины в деревнях, где проживает до 200 человек. И таких населенных пунктов с каждым годом становится все больше. В системе потребкооперации более 9000 магазинов, две трети из которых — на селе. Можно только предположить, сколько торговых точек может в перспективе исчезнуть с торговой карты страны. Мелкий частник тоже это место занимать не спешит. 

Проект, конечно, замечательный. Но пока в стадии разработки. Если он оправдает себя в одном районе, то распространится на всю страну. Возможно, со временем уровень обслуживания и ассортимент товаров в магазинах небольших населенных пунктов подтянется до городского. Пока же планы воплощаются в жизнь, акции, скидки и другие приятные бонусы при покупке остаются уделом горожанина.

misnilena@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter