Сетевики стали сегодня мощной силой в борьбе за потребительский кошелек

Розничные сети с сельмагом ругаются, покупатели только тешатся

МАГАЗИНЧИКИ, ларьки, павильоны и  современные гипер- и супермаркеты… Наша торговля прошла этот путь менее чем за десять лет. Рынок розницы огромный и разноплановый. Но именно сетевики стали сегодня мощной силой в борьбе за потребительский кошелек. Более того, помаленьку начинают съедать нишу магазинов шаговой доступности, которые, на свою беду, оказались  в шаге  от  сетевых объектов. В глубинку частник не торопится, большинство сельских населенных пунктов остаются за райпо. Так действительно ли крупные игроки ретейла вытесняют более мелких конкурентов и как сопротивляются акулам большой торговли их мелкие собратья?

Капелька ликбеза: ретейл, попросту говоря, это розничная торговля. А по критериям МАРТ, субъект торговли причисляется к категории сетевого ретейлера, если имеет два и более магазина. Гипермаркетом можно назвать магазин, торговая площадь которого не менее 4 тысяч квадратных метров. За последние несколько лет крупные сетевики стремительно расширялись как в столице, так и в районных городах.

В 2015 году количество магазинов в стране увеличилось более чем на 2 тысячи — до 65 607, а совокупная торговая площадь превысила 5,4 миллиона квадратных метров. Сетевой ретейл в 2016 году по количеству магазинов занимал долю в 61, а по объему торговых площадей — 83 процента. Всего же на нашем рынке 3349 сетевых ретейлеров. Много это или мало?

В прошлом году на тысячу белорусов приходилось более 574 квадратных метров торговых площадей.  Судя по этой цифре, у наших сетевиков все же неплохое будущее, потому что это в два раза ниже, чем в странах Евросоюза и США. Даже с поправкой на благосостояние людей, это все равно большой разрыв. Можно утверждать, наша страна еще «не покрыта» розницей. Даже в Минске достаточно места вдоль МКАД для размещения крупных торговых центров. Но особенно большой резерв в регионах, где, к сожалению, еще немало непрезентабельных магазинчиков с довольно скудным ассортиментом. Да и в некоторых райцентрах торговых «гигантов» вообще нет, из-за чего люди до сих пор вынуждены ездить в Минск или областной центр за покупками.

Почему местные власти их не пускают? Разве для кого-то секрет, что цены там ниже, а выбор продуктов гораздо шире? Ответ прост: конкуренция — не только двигатель торговли, но и жесткий фильтр для более слабых игроков.  Действительно, кое-где небольшие магазины с приходом сетевиков закрылись, не выдержав конкуренции. Но законов бизнеса никто не отменял: выживают сильнейшие.

Впервые мелкие магазинчики забили в набат и открыто выступили против крупных торговых акул в конце 2012 года. Объединения предпринимателей обратились в Правительство с просьбой ограничить агрессивную политику крупного ретейла, которая приводит к исчезновению магазинов шаговой доступности и монополизации рынка розничной торговли. В ответ «Ассоциация розничных сетей» посоветовала жалобщикам соблюдать принципы честной конкуренции. Но законодательный заслон на пути сетевиков поставило  государство: предусмотрено, что одна сеть на конкретной территории имеет право занимать не более 20 процентов от общего товарооборота. Плюс к этому в каждом городе и районе приняты схемы размещения крупных торговых объектов не менее 400 квадратных метров торговой площади.  А торговые точки меньшей площади развиваются независимо. Таким образом оказывается поддержка магазинам шаговой доступности.

Впрочем, обострившаяся конкуренция заставила небольшие магазины искать новые способы борьбы за покупателя, в том числе и предоставлением скидок, чего ранее никогда не было.  Конечно, им нелегко. Ведь крупная сетевая торговля за счет больших объемов товарооборота и влияния на оптовые цены может спокойно варьировать ценниками. Недаром в 2016 году на них пришлось 66,6  процента всего розничного товарооборота организаций торговли, в  2015-м — 66,3. Согласно данным Белстата, в общем объеме розничного товарооборота частный сектор заработал 26 миллиардов рублей, частный с долей государства — 3, иностранный капитал — 7, а госсектор — только 3 миллиарда рублей.

Несомненно одно, с приходом сетей для потребителей многое изменилось к лучшему. В целом же дать однозначную оценку динамике развития торговых сетей сложно. Одни видят только позитив, другие предрекают скорую кончину мелкого бизнеса. Но самое главное, чтобы в результате этой деятельности в выигрыше остался потребитель.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter