Рожу по собственному желанию

Почти каждый восьмой ребенок в нашей стране растет в неполной семье.
Почти каждый восьмой ребенок в нашей стране растет в неполной семье. У него есть только мама. "За кадром" обычно имеется "воскресный" папа, у других отца как бы и не было вовсе. Ведь после себя некоторые мужчины не оставляют женщине ничего - ни штампа в паспорте, ни фамилии, ни отчества в метрике новорожденного, ни доброй памяти. Кроме, конечно, самого ребенка да статуса матери-одиночки.

В последние годы среди матерей-одиночек появилась совершенно особая категория женщин, которые не то что не страдают от своего социального положения, наоборот, - ходят с высоко поднятой головой. Муж им не нужен в принципе, ребенка они родили сами для себя, а что до биологического отца - так "он, что мог, уже все сделал". Слово в слово повторили мне эту формулу сразу три знакомые новоиспеченные мамаши: бухгалтер, дизайнер и будущая переводчица.Почти каждый восьмой ребенок в нашей стране растет в неполной семье. У него есть только мама. "За кадром" обычно имеется "воскресный" папа, у других отца как бы и не было вовсе. Ведь после себя некоторые мужчины не оставляют женщине ничего - ни штампа в паспорте, ни фамилии, ни отчества в метрике новорожденного, ни доброй памяти. Кроме, конечно, самого ребенка да статуса матери-одиночки.

В последние годы среди матерей-одиночек появилась совершенно особая категория женщин, которые не то что не страдают от своего социального положения, наоборот, - ходят с высоко поднятой головой. Муж им не нужен в принципе, ребенка они родили сами для себя, а что до биологического отца - так "он, что мог, уже все сделал". Слово в слово повторили мне эту формулу сразу три знакомые новоиспеченные мамаши: бухгалтер, дизайнер и будущая переводчица.

Я сама!

Лучше всех устроилась Люба, дизайнер. Сейчас она, правда, просто домохозяйка, живущая за счет сдачи в аренду одной из двух своих квартир. В ранней молодости она помыкалась по чужим углам с алкоголиком-мужем, потом устроилась дворником, вписалась на престижную, но запущенную жилплощадь и выжала из ситуации максимум возможного. А именно: две квартиры. Так же энергично ликвидировала и свою женскую неустроенность. Мужа выгнала, завязала роман с одним женатым знакомым, в котором Любу, по ее собственным словам, привлекала в основном "генетика", и довольно быстро забеременела. Тот тут же исчез, что ее вполне устраивало. Носила ребенка Люба тяжело, еще тяжелее рожала, но ни о чем не жалеет. Ее двухлетняя Нюра - на редкость одаренный ребенок: прочитала всего Чуковского и уже учит английский алфавит.

Уникумом считает своего сына и бухгалтер Вера. За свою шестимесячную жизнь он ни разу не помешал маме работать. А работу она не оставляла ни на один день: на домашнем компьютере ведет бухгалтерию двух фирм. Отца своего малыша она откровенно презирает: "До сих пор ходит ко мне, денег одалживает..." Очень устает, осунулась, но говорит, что наконец нашла смысл в жизни...

Тяжелее других приходится Вале, студентке-отличнице престижного минского вуза. Подрабатывать не успевает, живет на пособия, на бабушку с дедушкой не надеется. Ошибкой свой выбор не считает: "Я решила родить ребенка совершенно сознательно, это память о моей большой, но непутевой любви". Зимой Валя ходит в демисезонной куртке, вот-вот развалятся последние сапоги, но она уверена, что в будущем возьмет от жизни сторицей - и для себя, и для своего сына.

При всей непохожести Люба, Вера и Валя имеют много общего, чтобы попытаться набросать любительский портрет убежденной матери-одиночки. Это - женщина около 30 лет, материально обеспеченная или имеющая хорошие перспективы, не встретившая своего принца или никогда не искавшая его, но сознательно захотевшая стать матерью. В ней есть доля авантюризма, она живет одним днем, спокойно относится к трудностям.

Если же дать слово профессиональным психологам, то обнаружится, что одинокая мать сегодня - одна из самых противоречивых фигур. Психолог Ирина Вихревцева, скажем, рисует ее как замкнутую, с комплексом самовлюбленности даму, которой материнство помогает победить одиночество либо компенсировать отсутствие внимания со стороны родителей. А вот зарубежные психологи уверены, что это, наоборот, женщина с сильным "я", эмоционально устойчивая, и рождение ребенка - часть ее самоопределения в жизни. В общем, она очень напоминает Любу, Веру, Валю и еще один персонаж, на чей пример психологи постоянно ссылаются, - голливудскую звезду Джоди Фостер, которая настолько разочаровалась в мужчинах, что родила ребенка, использовав донорскую сперму, и намерена продолжать в том же духе.

Одиночество вдвоем

Впрочем, кем бы ни была мать-одиночка - нищей студенткой или мега-звездой, - ноше, которую она добровольно взваливает на себя, не позавидуешь. С одной стороны, такая женщина на порядок сокращает свои шансы устроить собственную судьбу, с другой - годами живет на грани стресса. У нее нет тыла, нет свободного времени и нет права заболеть. Между тем, как доказано медиками, и неустроенность, и постоянное беспокойство одинокой матери, и ее разочарованность напрямую отражаются на ребенке. В результате он нередко вырастает нервным и неприспособленным к жизни. Особенно страдают мальчики: они либо грубо восстают против матери, либо превращаются в типичнейших маменькиных сынков. И виновата в этом сама женщина, сознательно лишившая его полноценной семьи. Матери и надо восстанавливать статус-кво, но каким образом?

В первую очередь, советует Ирина Вихревцева, матери-одиночке надо найти мужчину (это может быть дедушка, дядя, друг, учитель), который воплощал бы для ребенка черты отца, учил познавать мир, технику, учил заботиться о матери. Нужно также найти компромисс между любовью к ребенку и уважением к себе. Одинокие матери обычно слишком погружены в детские проблемы и уподобляют ребенка своей второй половине. Он как бы становится маленьким папой. Итог печален - женщина теряет контакт с окружающими, а ребенок живет под бременем большей ответственности, чем в состоянии вынести, лишается детства.

Новые мучения ожидают мать-одиночку, когда ребенок подрастает и начинает задавать вопросы: "Кто мой папа, кем работает? Покажи фотографию". Знать правду о своих родителях детям, особенно подросткам, жизненно важно. И здесь, конечно, лучше сразу отказаться от легенды о погибшем летчике. Все, что строится на обмане, рано или поздно рухнет, а эта травма еще тяжелее.

Жизнь одинокой матери всегда драматична, даже если она сама выбирает себе такую судьбу. С точки зрения окружающих, такой выбор - неразумный с точки зрения ребенка - несправедливый, а с точки зрения ее собственных интересов - мягко говоря, сомнительный. Некоторые психологи считают, что, знай женщина о масштабах будущих мук, она бы сто раз подумала, прежде чем рожать без мужа. С другой стороны, если рожать не желают замужние, то убежденным матерям-одиночкам наше не очень демографически благополучное государство должно просто памятник поставить! Впрочем, почему одиночкам? У такой мамы есть ребенок. А значит, она уже никогда не будет одна...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter