Рожденный в СССР

Кто хоть раз в воскресенье, переключая каналы, случайно попадал на передачу «Рожденные в СССР», тот меня поймет — щелкать кнопками пульта больше не хочется...
Кто хоть раз в воскресенье, переключая каналы, случайно попадал на передачу «Рожденные в СССР», тот меня поймет — щелкать кнопками пульта больше не хочется. Казалось бы, студия скромная, герои — люди самые обыкновенные, но смотришь, слушаешь, вспоминаешь вместе с ними и не можешь, а главное, не хочешь оторваться. В новом сезоне программа «переезжает» с Первого канала на СТВ. О возможных переменах в формате передачи в связи с этим я решила узнать у Ивана Пинигина — ведущего и режиссера проекта.

— Первый выпуск «Рожденных в СССР» вышел в эфир больше года назад. Получилось все, что вы задумывали, или программа отличается от своего первоначального варианта?

— Проект задумывался как встречи в арт–кафе, где любые гости приходят порассуждать, поимпровизировать, спеть без фонограммы. Снимать стали в «Свитязянке». Но потом поняли, что не устраивает свет и звук, и переместились в собственную студию. Ничего нового изобретать не стали, мы делаем своеобразное документальное кино.

— А почему вы думаете, что зрителям это нужно? Темп жизни ускоряется, мы мчимся вперед, и нужно ли оглядываться?

— Людям всегда интересно, что было раньше. Некий дайджест любопытных фактов по любой теме. Ну допустим, что нужно сегодня девушке, чтобы выйти замуж? Платья, туфли, всякая мишура невесты. Во времена СССР женщины могли отрезать занавеску, взять ее на булавки и — пожалуйста, платье. Потом, как рассказывали у нас актеры, покрасить мелом тапочки, в которых вечером на спектакль, и все. Пошли на роспись. Конечно, то было поколение, которое вышло из войны, они привыкли терпеть лишения и радоваться тому, что руки–ноги целы, ведь главное, что мы учимся в институтах, любим друг друга... Сейчас другие времена: люди загружены материальным моментом, «беременеют» им вместо того, чтобы подумать, а какая у меня мечта, чего я хочу в жизни? С приходом Интернета романтизм уходит из жизни, из наших телевизионных передач, а что приходит взамен? Западные ценности. Капитал, карьера, деньги... Общинность пропадает, а наш проект показывает, как люди жили вместе. Наши гости выходят из студии и благодарят, говорят, что даже запах эпохи почувствовали.

— А вас не удручает, что самые топовые телевизионные проекты — это купленные западные форматы? Ведь вы наверняка сторонник авторского телевидения?

— Сейчас три страны — США, Дания и Германия, иногда Франция — моделируют новые проекты. А каналы берут готовые формы и адаптируют их под свои реалии. И это нормально. Но мы и сами многое можем. Мы привезли свой проект «Моя страна» в Россию и показали его продюсерам RenTV, РТР, ОРТ, чтобы понять: мы тузики провинциальные или все же умеем «поделки» телевизионные делать? И профессионалы–москвичи отнеслись к нам с большущим уважением. Люди, которые тратят три минуты, чтобы сказать пару слов провинциалам и уйти из кабинета, посмотрели весь недельный пакет.

— А вам не кажется, что телевидение стало занимать в нашей жизни слишком много места?

— Помните, был опрос, что бы вы взяли с собой на Луну? Почти все сказали: «Телевизор». Мы не представляем свою жизнь без ТВ, а это очень тревожно, ведь телевидение ворует часть нашего времени, которое мы могли бы провести с семьей, детьми, собаками.

— Но давайте все же вернемся к «Рожденным в СССР». На СТВ мы увидим что–то новое, может, вы измените форму, сделаете, к примеру, ток–шоу со зрителями в студии?

— Вы знаете, когда изобретается формат, он не является сутью. Главным становятся атмосфера, люди, рассказы. Наш проект — не шоу. Основное — рассказ героя. Его история, которую никто не знает.

— А ведущие не изменятся? Ваш брат Николай и дальше будет вести программу?

— Да. Мы будем продолжать работать вместе.

— Вы режиссер проекта, значит, главный на площадке, но в кадре играете второстепенную роль. Как же так? Вам вообще рядом с братом, известным театральным режиссером, работать комфортно?

— Мы так распределили функции: я перед началом съемок разогреваю собеседников, в эфире представляю героев, а Николай идет по конкретным вопросам темы. У нас нет внутреннего конфликта, соперничества. Мы же братья!

— В одном из интервью вы предложили давать Нобелевскую премию за режиссуру. А как вы себя оцениваете в качестве режиссера своей жизни?

— Я как режиссер своей жизни... Знаете, многое получилось благодаря стечению хороших обстоятельств. Это в теории Станиславского называется «исходное событие». Мое первое исходное событие — что я родился в хорошей семье: мама, папа — режиссеры, основатели нашего телевидения. Матушка так воспитала нас, что я рос в дружной атмосфере, научила детей всегда ладить с людьми, любить их. Самый ключевой момент — я встретил свою жену Тамару, которая создала отдельную планетарную систему. Это — исходные события, которые позволили мне дальше режиссировать. Сейчас я стараюсь сосредоточиться на неких корневых желаниях, системных идеях. Мы много суетимся, совершаем множество ненужных действий, мечтаем купить машину, заработать деньги, а может, лучше научиться сажать деревья, больше времени отдать профессии.

— А вы смогли объяснить это уже своим детям?

— Конечно, это очень сложно. Мне кажется, основное воспитание — стиль жизни родителей. Из быта возникает модель жизни.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter