Рожденный созидать

Золотое сечение Игоря Ротько Вот уж поистине архитекторами рождаются. Талант к созданию зданий необычных форм, всем своим видом напоминающих о вечности, дается далеко не каждому. Игорь Ротько из тех, кому удалось яркие, амбициозные идеи вместе с коллективом единомышленников воплотить в жизнь. Не все, конечно, и не до конца пока. Но и это дорогого стоит.

Золотое сечение Игоря Ротько

Вот уж поистине архитекторами рождаются. Талант к созданию зданий необычных форм, всем своим видом напоминающих о вечности, дается далеко не каждому. Игорь Ротько из тех, кому удалось яркие, амбициозные идеи вместе с коллективом единомышленников воплотить в жизнь. Не все, конечно, и не до конца пока. Но и это дорогого стоит.

Служенье муз не терпит суеты

Будучи школьником, сын столяра и бухгалтера из Копыля Игорь Ротько увлекался рисованием.
— Зачем тебе это? — как-то спросила учительница, подчеркнув почему-то, что в жизни это не пригодится. Но настойчивый мальчишка не отказался от своей мечты. Он хотел рисовать и чертить. А это соединяла в себе архитектура. Сразу после окончания школы увлеченный паренек из глубинки поехал подавать документы на архитектурный факультет БНТУ. Уже в студенческие годы Игорь Ротько проникся архитектурой стиля модерн, этому стилю он отдает предпочтение и теперь. Федор Шехтель, Альфонс Муха, Риккардо Боффил, Сантьяго Колотрава, Норман Фостер (правда, последние стоят ближе к неоклассицизму и хай-теку). Стремление к лучшим мировым образцам свидетельствует о здоровых амбициях любого творческого человека. Разносторонность интересов помогает в принятии важных решений.
В Витебск семья молодого архитектора Ротько приехала, потому что старательного выпускника БНТУ заметили и на распределении пригласили в архитектурно-планировочное управление Витебского горисполкома.

Наперекор взрывной волне

В управлении горисполкома он отработал три года. Шел 1987 год. Витебск бурлил идеями возрождения исторического и культурного прошлого. Время требовало принятия кардинальных решений. В Витебске создавалось предприятие “Витебскпроектреставрация”. Ротько с интересом окунулся в изучение истории города, истории архитектуры страны. Теперь он знает многие факты из городского прошлого, о которых не догадываются даже краеведы.
— Первыми объектами, которые решено было восстанавливать в Витебске, стали Покровская церковь и костел Святой Варвары, — вспоминает Игорь Михайлович. — Начали очищать их от мусора, который внутри помещений лежал горами высотой в три метра. В Покровской власти хотели открыть картинную галерею, речи о церкви сразу не шло, поэтому вместо крестов на башнях задумали шпили. До нашего прихода на объект в бывшем монастырском корпусе размещалось СИЗО. Памятник архитектуры XVIII века возводили католические монахи ордена тринитариев, но в 1831 году, после известных политических событий, храм передали православной конфессии. Треугольный фронтон переделали на полукруглый, произошли еще некоторые внешние изменения. В стенах Покровской церкви мы заметили цепочки просверленных дырочек. Оказывается, памятник собирались взрывать. Но взрывы, уничтожившие здания старинной архитектуры в Витебске в 1984 году, вызвали широкий общественный резонанс, и Покровку сия участь миновала.

По законам древних греков

Чем больше углублялся Игорь Ротько в реставрационное дело, тем лучше осознавал, насколько талантливыми и грамотными были строители прошлого. Сегодня над архитектором довлеют нормы, правила. А ведь еще 100 лет назад архитектор был куда более свободен.
— Законы архитектуры, выведенные древними греками, вечны, — считает Игорь Михайлович. — Анализ плюс классическая форма, добавим к этому три главных требования: польза, прочность, красота. 
Древние культовые сооружения проектировали на основе золотого сечения. Игорь Ротько теоретически знал, что это такое. Но никогда не думал, что сумеет золотое сечение применить в собственной практике.
В 1993 году начались проектные работы по воссозданию Свято-Воскресенского храма. Того самого, который был торжественно открыт только в этом году в дни “Славянского базара”. Игорь Ротько — научный руководитель проекта реставрации не только Свято-Воскресенской церкви, но и Свято-Успенского собора, работы в котором еще продолжаются. 16 лет прошло от первых рисунков архитектора на бумаге до воплощения величественного Свято-Воскресенского храма в реальной действительности. Архитектору Ротько были заданы две величины: ширина и длина основания храма, известные из сохранившихся документов. Известно было и точное место расположения церкви, которую еще называли и Рынковой, так как стояла она на бывшей Рынковой площади. Дата построения храма — 1772 год, в традициях позднего барокко. Утонченность форм и линий, богатый декор фасадов здания оказывали неизгладимое впечатление на прихожан. Имя архитектора осталось неизвестным.
Игорь Ротько принялся за расчеты и вывел подлинную математическую модель Свято-Воскресенского храма.
— По принципам золотого сечения пропорции величин выводятся из ряда простых чисел, где каждое последующее число равно сумме двух предыдущих, — говорит Игорь Михайлович. — Например, 1—2—3—5—8—13. Этот ряд чисел близок к золотому сечению. Я пришел к выводу, что в XVIII веке существовали таблицы, по которым архитектор мог выбрать ряд чисел, соответствующий золотому сечению. Из того, что ширина сооружения составляла 17 саженей, а длина 34, мы вывели две пропорции башен, потом спроектировали алтарную часть, расположение внутренних колон. Кстати, когда проводили археологические раскопки, нашли остатки стены. Размеры точно совпали с нашими теоретическими расчетами. Единственно, где мы проявили свое видение храма — внутреннему интерьеру решили придать большую протяженность, для этого сделали алтарную часть более узкой. Поэтому внутри объем церкви кажется большим, чем снаружи.
Свято-Воскресенская церковь на 90 процентов соответствует первоначальному замыслу архитектора. Изменения коснулись кровли, которую выполнили все же не из натуральной черепицы, а из более долговечного материала. Да и купола должны были быть медными, а сделаны из нитрида титана и сверкают словно позолоченные.
О чем мечтает архитектор Ротько, так это о том, чтобы хоть один его проект был реализован на 100 процентов.
До сих пор половина из того, что проектировали реставраторы в 90-е годы, остается нереализованным. Особая боль архитектора Ротько — Кутеинский монастырь в Орше. Это традиционный белорусский ренессанс. Оригинальный памятник должен быть восстановлен.

Сиюминутная выгода не дает перспективы

Сегодня Игорь Ротько — главный архитектор проектного управления Витебского ООО “Стройторгсервис”. На вопрос, что он изменил бы в облике древнего города, если бы оказался на месте главного архитектора Витебска, Игорь Михайлович отвечает так:
— Увы, немногое зависит от мнения архитектора. Авторских прав у архитектора, по сути дела, нет. В процессе работы, если архитектор не выполняет требований заказчика, тот может передать дело другому, готовому на компромисс. Последние годы заказчики диктуют свои условия проектировщикам и заключительное слово остается не за архитектором, а за теми, кто платит. В итоге мы имеем то, что имеем. Заказчик всегда просит удешевить, упростить проект. Архитектура Витебска больше удручает, чем радует. Коммерциализация — опасная вещь. Все думают о сиюминутной выгоде, не хотят видеть перспективу.
На столе Ротько проект застройки нового микрорайона Билево-2. Игорь Михайлович предлагает возвести вдоль Московского проспекта со стороны въезда в город 16—19-этажные высотки.
— Пока мне самому окончательно не станет понятно, что мы будем проектировать, задания своим коллегам-проектировщикам я не даю. Четкость поставленной задачи определяет точность ее исполнения. В архитектуре должно быть все едино, и все должны действовать как единое целое. Только это гарантирует успех.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter