Рожденный летать

Кулибин и его менеджер В поселке Леоновича кличут "вертолетчиком".
Кулибин и его менеджер

В поселке Леоновича кличут "вертолетчиком". "Головой человек работает", - уважительно докладывали нам червоненцы, показывая дорогу к многоэтажке, в которой живут местный Кулибин и его супруга Галина Фоминична Пограновская. Тут же обнаружилось, что громкую славу народного изобретателя 69-летний Анатолий Васильевич завоевал даже не страстью к вертолетостроению, а большим количеством "ноу-хау", неоднократно потрясавших деревню.

Как и положено мыслителю-технику, Леонович во время нашей встречи был скуп на слова, по-мужски сдержан и лишь хитро прищуривал глаз на "всякое человеческое любопытство". Спасала разговор его супруга, некогда учитель биологии, 16 лет возглавлявшая Юркевичскую и Червоненскую школы, а ныне, по ее смешливому признанию, "менеджер" Васильевича. Проще говоря, женщина, хорошо понимающая: такое не запретишь, хоть порой хочется видеть мужа не в гараже, а дома, или вместо какой детали купить себе обнову. Впрочем, "жить нескучно", по ее словам, хочется еще больше.

- У него изобретательство в крови, - с нескрываемой гордостью поглядывает на супруга Галина Фоминична, понижая голос, чтобы муж не слышал и не очень сердился на хвастовство. - Как сам Васильевич рассказывал, за трактор сел с 16 лет. У парня тогда было всего 5 классов образования, это он позже окончил техникум, но в танковых войсках, где Васильевич служил, его называли "профессором". Так хорошо разбирался в технике, что ему даже поручили преподавать новобранцам техническое устройство боевой машины. В нем особый талант заложен, муж не просто в запчастях ковыряется, он все время что-нибудь новое создает. Наверное, поэтому и жить спокойно не умеет.

"Ноу-хау" с... мусорки

Сколько рацпредложений и изобретений сделал Леонович, не припомнит даже он сам. Были самодельные тракторы с множеством уникальных свойств, которые с удовольствием покупали коллеги по аграрному делу. Были чудо-плужки, тележки и мопеды. На Червоненском торфобрикетном заводе о пенсионере Васильевиче вообще говорят торжественно: "Наш человек!" Заместитель директора по коммерческой части Казимир Томашов на фамилию Леонович отреагировал мгновенно: "Работал у нас на тепловозе. Голова исключительная. На заводе до сих пор используют его рационализаторские предложения". Одно из самых знаменитых - способ поднятия груженых вагонов, сошедших с рельс. До Васильевича такой вагон разгружали, возвращали на место, потом опять загружали. А Леонович за пару недель мозгового штурма надумал, как поставить на рельсы полный вагон без разгрузки или вместо 900 килограммов поднять 9 тонн, что и сегодня благополучно делают на заводе, вспоминая Леоновича добрым словом. Впрочем, высшей благодарностью Анатолий Васильевич считает не премию в 130 рублей, которую тогда получил от дирекции, а доброе отношение и нынешнюю возможность работать в мастерских торфобрикетного завода, когда нужно выточить какую-нибудь деталь.

Кстати, сырье для своих изобретательско-рационализаторских трудов Анатолий Васильевич находит на окрестных свалках и стихийных мусорках. Его супруга смеется: "Как познакомилась с Леоновичем, перестала по улицам спокойно ходить. Какую железяку замечу, думаю: а вдруг Васильевичу сгодится?" Из таких ненужных железяк образовался водокачающий ветряк (единственный в поселке) на их огородике в 15 соток. Когда соседи по участкам носят воду ведрами за 300 - 500 метров, Васильевичу помогает ветер, благодаря которому бочка заполняется водой, а система орошения приводится в действие.

Вертолетная рыбалка

Свалке отчасти будет обязан своим рождением и вертолет, возле которого пенсионер сейчас возится чуть ли не круглые сутки, сетуя на внезапные праздники. Специально под новую машину Васильевичу пришлось покупать и надстраивать гараж, от чего тот оказался выше соседских. Выдает существование вертолета и зачехленная лопасть, торчащая наружу. Мальчишки вокруг гаража ходят, как привязанные. Стоило Леоновичу распахнуть перед нами двери, открыв на обозрение дюралевый корпус машины, как тут же материализовались пацаны.

- Мы когда первый раз красили вертолет, весь поселок сбежался смотреть, - усмехается конструктор-любитель. - Видите, на 15 лет затянулась моя мечта. То дела, то болезни. Я поначалу думал маленький самолет сделать. Мы специально с Галиной Фоминичной ездили в Ригу к ее родным, когда там проходил конкурс среди владельцев любительских самолетов. Массу литературы перечитал, изучил устройство машины, стал со многими любителями переписываться. В общем, пришел к мысли, что собрать вертолет будет реальнее.

Как в разных уголках страны узнали о поднебесном проекте Леоновича, остается большой тайной. Только вдруг нужные новости стали приходить отовсюду. В Минске списывают вертолет, и Леонович уже тянет оттуда в деревню пропеллер. В Горках прошли летные испытания - желающим продают использованные топливные баки. Частная фирма помогла добыть пластик на кабину. А вот бензиновый двигатель вертолетостроитель снял с личного "жигуленка". Пару лет назад Васильевич зашел в местную ГАИ и поинтересовался: а можно ли переоборудовать автомобиль, заменив в нем бензиновый двигатель на дизельный? Вроде бы получил устное добро. На радостях "пересадил" машину на дизель, а вертолет оснастил бензиновым движком. Но пришло время техосмотра, и Васильевичу дали от ворот поворот: не положено "Жигули" переводить на дизтопливо, только в самых исключительных случаях это разрешается и только минским начальством. Он чуть не плачет: "Пусть бы меня ученые проверили. Два года бегают мои "Жигули" на дизеле, все Червоное завидует, мол, бесплатно ездишь, Васильевич. Может, все-таки разрешат? Ведь опять столько работы и денег - снимать движок, а мне вертолет заканчивать надо. Кто знает, сколько еще проживу". Об этом и написал письмо пенсионер министру внутренних дел Владимиру Наумову, приглашая его лично испытать благонадежность усовершенствованных "Жигулей". Заодно Васильевич рассчитывает показать министру и свой вертолет, который теперь стал делом его чести.

...Васильевич уже пару раз отрывался от земли, но все находил в машине какое-то несовершенство и опять принимался за работу. Сейчас процесс придвинулся к покраске под цвет "алюминиевой пудры". Пока вертолет получился одноместным, но авиатор-любитель уверен: количество мест будет увеличено после того, как благополучно пройдут испытания, в чем он ничуть не сомневается. Это ответ Галине Фоминичне, которая с грустью посматривает на кабину и бережно стирает с нее пыль.

- Когда муж затевал вертолет, верите, я себе такое представляла, - выдает мечту "менеджер" Васильевича, - сядем мы в вертолет и полетим на Троицу к моим родным на Витебщину. Как же они удивятся и обрадуются. Вот сын Васильевича приедет из Ставрополя, он там известный архитектор, и сразу будем испытывать. Я за мужа немножко боюсь. Он хоть и говорит, что перед взлетом привяжет машину к колышкам, чтобы сначала в воздухе повисеть, но, кажется, подшучивает надо мной.

И Васильевич точно опять хитро прищуривает глаз. А нам по секрету рассказывает: "Сам буду испытывать. Когда все проверю и разрешения пройду, подниматься планирую где-то на 400 метров. И первым делом полечу на рыбалку к Князь-озеру. А там такая рыба - во! И пчелиные ульи надо в лес завезти, время пришло..." В общем, у вертолета Леоновича - Пограновской будет столько работы, что закрыла я рот, так и не задав дремучий вопрос: "Живут же люди без вертолетов, а вам зачем столько хлопот?" Дурацкий вопрос, когда смотришь на этих людей, у которых глаза загораются, когда они, разменявшие седьмой десяток, говорят о небе. Ну не знают они, как это - жить обычно, по-простому, как все.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter