Одну из своих звездных ролей Евгений Герасимов сыграл в картине Михаила Пташука «Время выбрало нас» на «Беларусьфильме»

Рожденный быть героем

Известный актер и режиссер Евгений Герасимов, отметивший вчера свое 70-летие, в юности хотел связать судьбу с точными науками — он с успехом учился в одной из московских физико-математических школ, дружил со спортом. Отец был инвалидом войны и, вернувшись с фронта, устроился работать в ателье, мать занималась домом. О Москве своего детства в одном из телевизионных интервью Герасимов говорил восторженно: «Это был город желаний и мечты, город безумно для всех уютный». С одинаковым азартом юный Женя учился и проводил время на улице. Как водится, вмешался случай. Мальчишка, беззаботно бегавший на улицах Плющихи и в арбатских переулках, попал на «Мосфильм»: озорную компанию ребят случайно заметила женщина-ассистент и пригласила на киностудию, пошутив, что такую энергию надо использовать в мирных целях.

Фото ТАСС
Прикосновение к миру кино потрясло Герасимова. Уже в 1965 году он дебютировал в небольшой роли в картине «Они не пройдут». А первый большой успех пришел к нему с выходом картины Юлия Карасика «Человек, которого я люблю». Партнерами 14-летнего мальчишки стали маститые Георгий Жженов и Тамара Семина. Герасимов стал кумиром девчонок. Его работой восхищались и киношные профессионалы. «В кадре я вел себя естественно, — вспоминал он. — Потому что ничего не играл, а был Женей Герасимовым в предлагаемых обстоятельствах. Но все вокруг вдруг стали говорить, какой я талантливый, так что на меня свалилась настоящая слава. Я решил, что надо попробовать свои силы на актерском поприще, иначе я себе не прощу этого малодушия».

В итоге он окончил Щукинское училище, где отучился с удовольствием. Герасимов как человек ответственный долго подвергал сомнению свой талант — даже отказался сниматься в картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», о чем позже жалел. Проходил пробы у Кончаловского к картине «Романс о влюбленных» вместе с актрисой Ларисой Удовиченко, но режиссер утвердил другую пару.

После окончания Щукинского училища он с успехом отработал 8 лет в театре имени Маяковского под руководством «великого и ужасного» режиссера Андрея Гончарова, хотя его звали и в театр сатиры. Гончаров время от времени ревновал Герасимова к съемкам, но Евгений Владимирович ни разу не подвел любимый театр, азартно играл в спектаклях, дружил со звездами труппы Арменом Джигарханяном и Анатолием Ромашиным, присутствовал на всех репетициях, умело совмещая съемки и служение Мельпомене. Однако злопыхатели не спали, и однажды ситуация обернулась скандалом — он написал заявление об уходе.

В 1968 году Герасимов озвучил роль Ромео в знаменитой картине Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», причем его голос одобрил сам режиссер. Позже итальянский классик написал актеру слова благодарности, отметив, что в некоторых местах тот голосом передал больше эмоций, чем исполнитель роли Ромео актер Леонард Уайтинг своей игрой.

Со временем Герасимов нашел в кино свою тему и свою нишу. Ему удалось создать образы мужественных и целеустремленных советских мужчин, не бросающих слов на ветер, для которых слово всегда равнозначно делу. Таких героев он сыграл в картинах «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Вам и не снилось…» и многих других. Его биоробот Вертер из фантастического фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего» стал культовым.
«Когда я вышел на театральную сцену, появилось такое чувство, будто бы с нее и не уходил. Это такое несказанное удовольствие — иметь возможность высказаться и быть услышанным зрительным залом!» — признавался Евгений Владимирович.
Однако в рамках сугубо актерского амплуа Герасимову оказалось скучно, и он пошел учиться на Высшие режиссерские курсы. Его педагогами стали Георгий Данелия и Эльдар Рязанов. Герасимов отдавал предпочтение зрительскому кино, с четко прописанной историей и яркими характерами. Актеры любили с ним работать. Как режиссер он снял картины «Не ходите, девки, замуж», «Забавы молодых», «Поездка в Висбаден». Кстати, с последним фильмом связана интересная история. Он был представлен на одном из фестивалей в Италии. После показа известный итальянский режиссер Франческо Рози сказал: «Я всегда считал русское кино лучшим в мире». Картину увидели во многих итальянских городах, а Герасимов удостоился аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II. О той встрече Евгений Владимирович вспоминал: «Папа великолепно говорил по-русски, он знал 20 с лишним языков. Мы разговаривали о литературе, влиянии русской культуры на мировую. Встреча продлилась 28 минут. Позже мне сказали, что это даже дольше, чем с президентом СССР Михаилом Горбачевым, с которым Папа беседовал 27 минут».

Сегодня Герасимов — народный артист России, депутат Московской городской думы (с 2001 года по настоящее время), председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы. С успехом играет на сцене театра Ленком (когда он показывался в театр сатиры, его отсматривали Валентин Плучек и Марк Захаров) в спектаклях «Странный народ эти взрослые» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (автор инсценировки и режиссер-постановщик Сергей Дьячковский) и «Сны господина де Мольера…» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» режиссера Павла Сафонова — здесь Герасимов воплотил роль короля Людовика Великого.

В свои 70 Герасимов ведет активный образ жизни. Он мастер спорта по легкой атлетике, кандидат в мастера по авторалли, имеет черный пояс по карате, четвертый дан. Если занимается каким-то делом — снимается в кино, играет в театре, помогает людям, — то с полной отдачей. По-другому не умеет.

РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ ЕВГЕНИЯ ГЕРАСИМОВА

1983 — «Визит» (короткометражный фильм в киноальманахе «Полоса везения»)

1984 — «Очень важная персона»

1985 — «Не ходите, девки, замуж»

1987 — «Забавы молодых»

1989 — «Поездка в Висбаден»

1992 — «Ричард Львиное Сердце»

1993 — «Рыцарь Кеннет»

2008 — «Савва»

2008 — «Туман рассеивается»

2012 — «Та, которую не ждут» (фильм-спектакль)

В ТЕМУ

Одну из своих лучших ролей — секретаря райкома комсомола Ивана Воронецкого — Евгений Герасимов сыграл на киностудии «Беларусьфильм» в пятисерийной телевизионной картине Михаила Пташука «Время выбрало нас», вышедшей на экраны в 1979 году. Через год режиссер Михаил Пташук и актеры Евгений Герасимов и Владимир Гостюхин получили за эту работу премию Ленинского комсомола в области литературы и искусства. Стоит отметить, что Пташуку удалось собрать поистине звездный ансамбль. Кроме Герасимова и Гостюхина, в фильме снимались Виктор Проскурин, Петр Вельяминов, Михаил Глузский, Виктор Павлов, Леонид Марков, Петр Юрченков-старший и другие.

Съемки омрачило трагическое событие. Весной 1978 года, когда полностью отсняли первые две серии и приступали к третьей, в бытовом конфликте был убит актер Станислав Жданько, исполнитель роли лейтенанта Небыловича. Пришлось отказаться от задуманной триады характеров и переписывать дальнейший сюжет фильма. Для зрителей в третьей серии сообщалось, что лейтенант погиб в бою.

А в 1982 году Герасимов снимался на «Беларусьфильме» у режиссера Бориса Степанова в двухсерийной картине «Восточный рубеж» — третьем фильме телесериала «Государственная граница».

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter