Ника была совсем малышкой, когда мама Екатерина отвела ее в подготовительную группу при Белорусской государственной хореографической гимназии-колледже. Девочка признается, что воспоминания о первых занятиях практически не сохранились, но она точно помнит, что танцевать ей понравилось:
— Когда мне было пять, я с несколькими девочками из подготовительной группы перешла в «Балетную школу Вежновец». Нагрузка значительно увеличилась. В школе мы начали разучивать более сложные движения, танцевать вариации, ставить спектакли… Да и занятий стало больше. В начальной группе занимались по одному часу 6 дней в неделю, позже — по 2—2,5 часа. Было непросто. Но и интересно!
Балет захватил Нику целиком и, кажется, бесповоротно. После 4-го класса девочка поступила в Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж. Здесь, как и в школе, Ника занимается у заслуженной артистки, примы-балерины Большого театра Марины Вежновец.
— Марина Валерьевна очень талантливая балерина и прекрасный педагог. Требовательная, но в то же время добрая и внимательная. За восемь лет, которые я занимаюсь у нее, она, можно сказать, стала уже родным человеком, — признается Ника.
Марина Вежновец не только учит танцевать, но и готовит юных артистов к профессиональным балетным конкурсам. Первое соревнование в жизни Ники случилось в 2013 году. Юная артистка выступила на Международном хореографическом конкурсе «Феерия танца» в Украине и сразу же заняла первое место. Немало успешных выступлений было и потом.
— Горжусь своей победой весной прошлого года на Международном конкурсе классической и современной хореографии MYSL-POTOK в Киеве. Стала лауреатом I степени в своей возрастной группе. Очень приятно, когда твои усилия оценивают! — говорит артистка. — В прошлом году выступила также в Париже в полуфинале конкурса Youth America Grand Prix.
Youth America Grand Prix — крупнейший в мире международный, стипендиальный балетный конкурс, в котором могут принимать участие юные танцоры всех национальностей от 9 до 19 лет. Отборочные туры ежегодно проводятся в разных странах. Уникальность этого конкурса в том, что его участники не обязаны стать победителями, чтобы выиграть приз. Вот и Ника Скребкова призовое место не заняла, зато получила возможность стажировки за границей:
— Собираюсь поехать в следующем году в Германию. По итогам стажировки могут предложить бесплатное обучение. Но даже если такого не случится, это в любом случае будет очень интересный опыт.
Во всех поездках на конкурсы и выступления Нику сопровождают родители. В последнее время, правда, чаще папа Андрей. Мама находится в отпуске по уходу за младшей дочкой.
— Еве — полтора года. Вижу, что танцы ее тоже интересуют. Когда растягиваюсь или репетирую пируэты дома, малышка постоянно наблюдает за мной, пытается поднять ножку, это очень мило, — улыбается Ника. — Очень хочу, чтобы она тоже занималась балетом.
Вот только согласятся ли родители отдать в танцы и вторую дочку? Ведь они видят, что профессиональные занятия балетом требуют и материальных, и эмоциональных, и физических затрат. Известны и другие нюансы профессии. Многие наслышаны о болезненных мозолях на пальцах балерин, изнурительных диетах.
— Когда долгое время работаешь в пуантах, действительно появляются на пальчиках ног мозоли, но это ерунда, — комментирует Ника. — Воспринимаю их как сопутствующий фактор. Главное, чтобы не случалось никаких серьезных травм. А что касается диет, то ни мне, ни другим девочкам, с которыми я танцую, они не нужны. Мы все достаточно стройные от природы. Да и постоянная физическая нагрузка дает о себе знать. Девочки, которые занимаются балетом, как правило, очень подтянуты, у них красивая осанка, изящная походка.
А еще юные балерины очень трудолюбивы и требовательны к себе. Ника не скрывает:
— Я очень расстраиваюсь, когда у меня что-то не получается. Повторяешь одно и то же движение десятки раз — и ничего не выходит. В такие моменты думаю: а может, мне вообще не стоит заниматься балетом?
Правда, такие мысли, признается девочка, проходят быстро. Все-таки любовь к искусству и желание постоянно совершенствоваться сильнее этих сомнений:
— Мне нравится изучать новые произведения, слушать прекрасную музыку, надевать красивые пачки, выходить на сцену… Я сама по себе очень скромная. И на уроках, и в общении с людьми. Но когда я выхожу на сцену — по-настоящему преображаюсь. Становлюсь смелой, раскрепощенной. Я танцую от души и ничего не замечаю вокруг.
Ника принимает участие не только в конкурсах, но и в спектаклях. Марина Вежновец ставит со своими юными артистами детские спектакли «Дюймовочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица» во Дворце профсоюзов, ДК МАЗ, на сцене Большого театра…
— Когда я впервые вышла на сцену Большого театра, было очень волнительно! Думала, так разнервничаюсь, что забуду и перепутаю все движения, — вспоминает Ника.
Неудивительно — огромный зал, большое количество зрителей, сцена, на которой выступало столько именитых звезд! Здесь и взрослый артист может разволноваться.
— Но со временем страх исчез. Я просто стала получать удовольствие от выступления, — продолжает юная балерина.
В Большом театре Ника танцует не только в спектаклях «Балетной школы Вежновец». Учащиеся гимназии-колледжа принимают участие в постановках самого театра — танцуют в кордебалете. У Ники, например, есть опыт выступления в «Корсаре».
— Когда ты однажды побывал на большой сцене, кроме, как на ней, себя в будущем и не представляешь. Мечтаю, что когда-нибудь станцую и Баядерку из одноименного балета, и Одетту из «Лебединого озера». Это мои любимые героини. Где это случится, на белорусской сцене или где-нибудь за границей, не знаю. Но уверена, как бы ни сложилась в будущем моя судьба, родители всегда меня поддержат и во всем помогут.
mila@sb.by
Ника Скребкова о кумирах:
— Мне очень нравится, как танцует народная артистка России Светлана Захарова. Ей удаются самые разные образы. Я в восторге от своего педагога Марины Вежновец —люблю наблюдать за ней на сцене. Много и других прекрасных белорусских солисток. Недаром спектакли с их участием собирают аншлаги не только у нас, но и за рубежом